Законы праздника Суккот

суккот

Все семь, а в диаспоре – восемь дней праздника Суккот основным жилищем человека должна быть сукка – есть обязанность есть, пить и спать в суке, и то, чем человек обычно занят дома, нужно постараться делать в сукке (учитывая особую святость сукки, не каждое действие можно в ней производить).

В Эрев Суккот (в канун праздника) не едят много после полудня, чтобы выполнить наилучшим образом заповедь кушать в сукке –  в первую ночь праздника необходимо съесть хлеб размером ке-бейца (немного больше 50 гр, или постфактум хотя бы ке-заит – около 25 гр).

И даже если человек страдает, сидя в сукке, например, от холода, он все равно обязан поесть там в первую ночь Суккота.

В остальные дни праздника нет обязанности непременно есть в сукке. Однако, если человек хочет устроить трапезу или пойти спать, он должен и есть, и спать именно в сукке.

Зажигание свечей

Женщины призносят благословение Шеhехияну, зажигая праздничные свечи. После этого, женщина может отвечать «амен» на благословение мужа Шеhехияну в Кидуше, потому что оно относится к заповеди сидеть в сукке.

Изначально свечи стараются зажечь в сукке. Если в самой сукке зажечь свечи нет возможности, но сукка находится возле дома (например, на веранде), зажигают в ближайшей комнате, так, чтобы свет от свечей попадал в сукку. Если и это невозможно, зажигают свечи там, где готовят для трапезы, либо в той комнате, которою используют вечером в Шаббат. В таком случае, нужно перед этим зажечь электрический свет в сукке, там, где будет проходить трапеза, и сказать на него благословение, имея в виду все, что женщина зажгла в качестве исполнения заповеди.

Женщины и заповеди Суккота

Женщины свободны от обязанности есть, пить и спать в сукке. Тем не менее, по ашкеназской традиции, женщины могут говорить благословение на сукку, на лулав (четыре вида растений) и на hалель.

Перед выполнением заповеди Торы необходимо мысленно настроиться – сказать себе, что сейчас выполняешь заповедь Творца и подумать, в чем смысл этой заповеди (настрой при исполнении заповеди называется кавана).  В Торе (Ваикра, 23:43) сказано: «Чтобы знали поколения ваши, что в суккот поселил Я сыновей Израиля, когда выводил Я их из Египта». Кавана при выполнении  заповеди «сидеть в сукке» заключается в том, чтобы помнить, что Всевышний заповедал нам сидеть в сукке в память о выходе из Египта и в память об облаках Славы, которыми Он окружил стан евреев при передвижении по пустыне.

Переходя из сукки в сукку, человеку не нужно благословлять во второй сукке. Но уходя из сукки в синагогу или по другим делам, вернувшись, нужно снова благословить.

Благословение «сидеть в сукке» принято произносить когда едят в сукке, поэтому, когда мужчина возвращается в сукку, чтобы спать, желательно перед сном что-то съесть, чтобы сказать благословение по всем мнениям.

Трапеза в сукке

Можно делать омовение рук (нетилат ядаим) после кидуша за пределами сукки.

«Трапезой» считается хлеб количеством больше чем ке-бейца, а также мучные изделия и подобная им еда, приготовленная из пяти видов злаков (пшеница, рожь, овес, полба, ячмень), объемом больше ке-бейца.

Если человек имеет в виду есть не хлеб, а мучные изделия, например, мучное, которое подают на десерт, то важно съесть не меньше 50 грамм, и провести в сукке некоторое время после того, как поели, с намерением выполнить заповедь «сидеть в сукке». Благословение лешев ба-сукка говорят перед благословением мезонот.

Поскольку уровень святости сукки очень высок, следует быть осторожными и относиться к ней с большим уважением. Например, запрещено использовать сукку для нечистых занятий (мыть грязную посуду, пеленать ребенка, и тому подобное), а также  вносить такую посуду, как кастрюли и сковородки и т. д. После еды следует выносить наружу мусор и грязные тарелки. Но чистые вещи, например, посуду для питья, можно оставлять в сукке.

В сукке мы находимся под крыльями самой Шхины, поэтому нужна большая осторожность в разговорах: не говорить лашон ара (злословие), сплетни и другие запрещенные вещи. Нет необходимости выходить из сукки для того, чтобы поговорить о делах (хотя обычай Аризаля – не говорить о будничном в сукке).

Из уважения к сукке, после третьей трапезы в Шаббат обычно убирают со стола, не дожидаясь авдалы.

Сон в сукке

Мужчина должен пойти спать в сукку даже для очень непродолжительного сна (вздремнуть). Если он заснул вне сукки, то сразу, как проснется, должен перейти в сукку. Разумеется, если погодные условия делают сон в сукке невозможным, он свободен от заповеди и может спать дома.

Общее правило таково: Если человек страдает, сидя в сукке, он свободен от заповеди жить в сукке (кроме первой ночи). Имеется в виду, например, страдание от дурного запаха или плохой погоды – холода, ветра, дождя и тому подобное.

Дети и сукка

Детей приучают к заповеди «сидеть в сукке» (т.е. есть и спать в ней) с маленького возраста. Но  только с возраста, когда мальчик может обходиться некоторое время без мамы, начинается обязанность леханех (воспитывать) его, приучая к выполнению этой заповеди. Гмара в трактате Сукка описывает возраст для приучения так: когда ребенок, проснувшись, уже не зовет «мама! мама!». Примерно, это возраст, начиная с 5-6 лет (в зависимости от развития). Рав Эльяшив, зацаль, считал, что обязанность наступает только тогда, когда ребенок может выполнить заповедь полностью – и есть, и спать. Поэтому, все время, пока он не созрел, чтобы спать в сукке, он свободен и от обязанности кушать в сукке.