Симхат Тора для женщин

симхат тора для женщин

В наше время много споров о том, каково должно быть участие женщин в праздновании Симхат Тора. Феминизм победно шествует по планете, и, к большому затруднению женщин, есть определенные люди, утверждающие, что женщины могут даже танцевать с Торой. Компетентные раввины в один голос утверждают, что это неверно с точки зрения еврейского закона. Рассмотрим этот вопрос с разных сторон.

Законы и обычаи

Алахически есть следующие ограничения. Рама (по которому устанавливается закон для ашкеназим) пишет: есть законодательные мнения, что женщине в состоянии нида, в те дни, когда она «видит кровь», вообще не стоит заходить в синагогу и молиться там, тем более трогать Сефер Тора. Однако, хотя молиться в синагоге разрешено, запрет на прикосновение к Торе остался в силе. Мнение сфарадим – не следует смотреть в эти дни на Тору, когда ее поднимают.

Еврейский обычай, который по соблюдению приравнен к закону, говорит о том, что женщины не танцуют с Торой. Исторически сложилось, что радость Торы связана с ее изучением. Имеется в виду не изучение конкретных законов, которые женщины обязаны знать, поскольку постоянно сталкиваются с ними; здесь закон полностью полагается на женщину и доверяет ее компетентности. В постоянном изучении Торы женщины, конечно, имеют свой вклад, однако не непосредственный, а опосредованный – через мужей и сыновей, которых посылают учить Тору и встречают вечером с улыбкой и ужином. И поэтому наша радость – смотреть, как радуются своей доле наши мужья и сыновья и разделять их веселье. От этого наша радость не становится меньше, наоборот, радоваться тому, что даешь другому – это высшая радость.

Кроме того, радость в Симхат Тора даже превыше некоторых законов. Рав Овадья Йосеф пишет об этом так: в обычный йом тов нельзя хлопать в ладоши, но ради почета к Торе – разрешили. Танец в честь Торы также разрешен, даже если Симхат Тора выпадает на Шаббат. Все дни праздника Суккот мы разделяли нашу радость с народами мира, ведь и они могли приносить жертвоприношения, когда еще стоял Храм. В Шмини Ацерет Всевышний остается на еще один дополнительный день только с нами. Но Он не совсем среди нас, только Шхина Его присутствует над нами – таково влияние самого по себе праздника. Однако за счет Симхат Тора в этот день сама Тора и Шхина находятся среди нас, в каждом из тех, кто выучил свою часть Торы.

Интересно, что именно в Симхат Тора мехицот (заграждения для скромности между мужской и женской частью синагоги) часто бывают приоткрытыми, чтобы женщины могли наблюдать танцы мужчин. Многие хасидские адморы считали, что в это время есть особая защита от нечистых помыслов, поэтому послабление в этом вопросе не опасно.

Мы, женщины, приходим в дом учения, где сидят и учатся наши мужья, только в дни, подобные Симхат Тора. Это напоминает сказанное царем Давидом: «Одного прошу я у Г‑спода, того (лишь) ищу, чтобы пребывать мне в доме Г-споднем все дни жизни моей, созерцать милость Г-сподню и посещать Храм Его» (Теилим 27:4). «Пребывать в доме Г‑споднем» – это о наших мужьях, удостоившихся, с Б-жьей помощью, ежедневно учить Тору, а «посещать Храм Его» – это о нас, время от времени приходящих, чтобы насладиться ощущением молитвы в общине, присоединить свой голос к тфилат рабим (молитве многих – миньяну). Однако присутствует ли внутри нас та самая «часть выученной Торы»? Кроме практических законов, разумеется.

Наш ответ реформисткам

Современные женщины, которые изучают иудаизм как предмет, считают, что пришло время перемен. Они обращаются к людям в кипе, которые считаются устанавливающими закон среди некоторых общин, и просят их на местном уровне пересмотреть этот обычай. Таких женщин три группы: первые считают, что они так сильно любят Тору, что должны танцевать с ней, если не в обнимку, то хотя бы установив ее в центре зала; вторые полагают, что этот вопрос должен быть рассмотрен с точки зрения долгосрочного установления, то есть готовы подождать, но получить все «в законе»; третьи – типичные феминистки, которые даже не считают нужным одеться скромнее, чтобы появиться перед Торой, но готовы пожертвовать собой и остальными для возвышения положения женщины в молящемся обществе, для пересмотра отношения к женщине в синагоге.

В самой Торе в главе Шмот написано: «Так скажи дому Яакова и возгласи сынам Израиля» (Шмот 19:3). «Дом Яакова» – это женщины, с ними о Торе говорили мягко,  а «сыны Израиля» – мужчины, и им, как говорит Раши, нужно сурово объяснять все подробности и наказания за нарушения. Были времена, когда женщины не учили Тору и даже не знали святого языка. Они учили законы от своих матерей – и довольно. Но рав Гирш, первым начавший воевать с реформистами, считал, что и девочек нужно обучать Торе. Когда его спросили об этом, он ответил словами из Теилим (119:126): «Время действовать ради Г-спода: они нарушили Тору Твою!», – девочки должны учить, чтобы ответить, если зададут им провокативные вопросы. То есть рав Гирш возлагал на женщин особую надежду, когда придет наше время ответить попирающим Тору.

Что же мы ответим? Изучив алаху, мы скажем следующее.

Арух а-Шулхан считает, что женщины свободны от заповеди чтения Торы, а мнение Маген Авраам – женщины должны слушать чтение Торы, потому что оно связано с заповедью Акhэль (собирать народ в Суккот и читать избранные отрывки из Торы), а не с заповедью изучения Торы. Абарбанель (Дварим 31) также связывает чтение Торы (главу «Везот абраха») в Симхат Тора с заповедью Акhэль. То есть, принимая во внимание заповедь Акhэль, пребывать в синагоге в Симхат Тора – наша заслуга, если не обязанность. Но что с танцами? Что с радостью?

Если мехица в женской части синагоги непрозрачная, многие синагоги не против танцев женщин. Но чаще сами женщины предпочитают смотреть в приоткрытую мехицу, наблюдая радость мужчин, танцующих с Торой, поскольку святость этой радости, ощущение присутствия Всевышнего среди общины, наполняет и женщин особым ощущением – осознанием Шхины. И дай нам Б-г суметь ощущать эту радость и уметь радоваться радостью ближнего!