Гедалья бен Ахикам был главой еврейской общины Эрец Исраэль после разрушения Первого Храма. Он был трагически убит представителем царского рода, Ишмаэлем бен Нетаньей. Гибель Гедальи повлекла за собой великий гнев Всевышнего на еврейский народ и, как следствие, гибель многих тысяч евреев, и послужила причиной окончательного изгнания сынов Израиля из Святой Земли. В память об этом, пророками был установлен третьего Тишрея общественный пост, как сказано в трактате Рош аШана: “смерть праведников подобна сожжению Храма”.
Пост третьего Тишрея начинается с восходом солнца, но тот, кто ложится спать вечером третьего Тишрей, считается принявшим пост. Поэтому если человек собирается еще есть и пить, проснувшись перед рассветом, он должен четко условиться об этом перед тем, как идти ко сну. Если такое условие не было сделано (хотя бы мысленно), то есть запрещено, а пить постфактум можно.
Это один из общественных постов, от которых освобождены больные, беременные и кормящие матери, роженицы в течение тридцати дней после родов, и дети (до возраста бар/бат–мицвы). Те, кто не постится, стараются есть только простую пищу, детям не дают сладости в пост. Есть и пить разрешено как обычно, и те, кто не должен поститься, не обязаны принимать пищу и утолять жажду “маленькими порциями”, как в некоторых случаях в Йом Кипур.
Во время утренней молитвы Шахарит хазаном (ведущим молитву) может быть только тот, кто постится. Во время повторения молитвы Амида хазан произносит дополнительное благословение общественных постов – «Анейну», между благословениями «Гоаль Исраэль» и «Рефаэйну». В пост Гедальи читают специальные Слихот (слихот для этого поста приведены не в сидуре, как слихот для остальных постов, а в сборнике Слихот, которые читают перед Рош аШана). Община молится «Авину Малкейну», Таханун, и хазан произносит Кадиш. Затем устраивают общественное чтение Торы и, как обычно в день поста, читают отрывок из главы Ки Тиса (Шмот, 32:11-14 и 34:1-10). Того, кто не постится по состоянию здоровья, не вызывают к Торе. Фразу «Шув ме-Харон» и ту, в которой упомянуты качества милосердия Творца, все произносят вместе. Затем молитва завершается, как в обычный день.
Дневную молитву Минха начинают псалмом «Ашрей», затем произносят «у-ва ле-Цион», и читают в Торе тот же отрывок, что и в Шахарит. После чтения Торы ашкеназим читают также и афтару – фрагмент из книги пророка Йешаяу (55:6-56:8). Затем община молится Амиду, где в благословении «Шомэа Тфила» каждый молящийся делает вставку на общественный пост – «Анейну». Тот, кто постился только до Минхи, произносит «Анейну», даже если заранее знает, что после Минхи будет вынужден есть и пить. Хазан во время повторения молитвы Амида произносит «Анейну», так же, как и в Шахарит, между благословениями «Гоаль Исраэль» и «Рефаэйну». В Минху произносят «Сим Шалом» вместо «Шалом Рав», как бывает каждый раз, когда в Минху устраивают общественное чтение Торы. Община молится «Авину Малкейну», Таханун, хазан произносит Кадиш, читают «Алейну Лешабеах».
Завершение поста наступает с выходом звезд.