Рош аШана – подготовить себя

подготовить себя

Есть какие-то вещи, которые мы точно знаем о временах года – с детства, на физическом уровне. С опытом и взрослением у нас появляется более глубокое, когнитивное осознание.

Все, что создал Всевышний, имеет две первопричины – либо польза для человека, либо он из этого чему-то учится. И если польза нам очевидна, значит, это основная причина, а если не очевидна – значит, основная причина – чему-то научиться.

Мы входим в какое-то время. Начало осени, на уровне природной ассоциации – все входит в стадию созревания, завершения. Плод созревает, год заканчивается – и все, что сейчас созрело – все это было предопределено в прошлый Рош аШана. Мы должны подготовить себя к Рош аШана –

Есть месяц Элуль, и это эт рацон – любые просьбы! Сейчас – это время просить!

Притча о заключенных, совершивших подкоп – все они сбежали, а один остался. Приходит начальник тюрьмы, и видит этого оставшегося “примерного заключенного”. И что происходит? Во-первых, он называет его “бесполезный, сломанный ты человек”, во-вторых – заключенный получает наказание, и гораздо более строгое, чем было у него вначале. Почему? Объясняет Маhараль: задача начальника тюрьмы – воспитать заключенных, побудить их исправиться. Видя этого, который никуда не двигается, хотя прямо рядом с ним есть лаз на волю, он видит, что с ним невозможно никак работать.

Так же и Всевышний – любые трудности, наказания – все это дается нам с целью побудить нас к движению, Всевышний хочет, чтобы мы сдвинулись с той точки, на которой застряли, чтобы мы не “проспали” все свое время в бездействии.

“Я даю вам элуль – чтобы вы посмотрели, что нужно исправить, и просили об этом!”

Этот “оставшийся заключенный” – не воспользовался элулем. Но почему же его наказание тяжелее, чем если бы он даже сбежал? Гмара говорит очень страшную вещь: ле-ми ше-эйн ло даат – асур лерахем алав. С еврейской точки зрения, незнание – это не-здоровье. Это скорее – отягчающее обстоятельство. Если ты мог знать – как ты мог не сбежать из тюрьмы незнания?

С точки зрения Торы, если человек разрушает свою жизнь – он не больной, а идиот, идиот по выбору – он выбрал не соображать, и его нельзя жалеть. Лерахем – жалеть – это связь, душевная связь, поэтому нельзя “жалеть” – связываться душой.

Практически все, что есть в жизни – сначала Всевышний дает, а потом человек что-то с этим делает. Сначала Он дал мне жизнь, потом – я делаю мицвот, и так далее. Это вещь понятная. “Доди ли, ве-ани – ло”. Но элуль – это абсолютно противоположная работа! Ани ле-доди, ве-доди ли – сначала я Ему, а потом Он мне! И тут есть большой вопрос – что мы можем дать Всевышнему? Чего у Него может нехватать? Ответ – эйн мелех бе-ло ам – нет царя без народа. Поэтому главная идея Рош аШана – признать Всевышнего Царем.

Продолжение

отношение ко Всевышнему – между Отцом и Царем, как правильно просить, о чем сожалеют в конце

в аудио.