Второе объяснение касается Ханы, жены Эльканы. В книге Шмуэль рассказывается, что у Ханы много лет (целых 19) не было детей. Она молится, молится и, в конце концов, происходит чудо – у нее рождается ребенок! Какую особенную молитву она использовала? Как бесплодная превращается в мать, одинокая – в замужнюю, бедная – в богатую? Ее называют «Молитва Ханы».
Те, кто молится уже много лет, с видом знатоков скажут: «Я знаю, что это такое. У меня есть эта молитва в сидуре». Но разве это та молитва? В сидуре приведена благодарственная молитва, которую Хана произнесла уже после рождения Шмуэля. Не эта молитва имеется в виду. Мы говорим о молитве, которая обратила бесплодную женщину, 19 лет ожидавшую, в мать.
Даже первосвященник Эли пытался прочесть по губам, что она говорит: «И вот, так как она долго молилась пред Г-сподом, Эли следил за устами ее. Хана же говорила в сердце своем: только губы ее шевелились, голоса же ее не было слышно» (Шмуэль I 1:12,13). На иврите написано: веХана hи медаберет аль либа, то есть «Хана она говорит в сердце своем». Зачем написано: «она»? Разве недостаточно было сказать «Хана говорит»? Мальбим отвечает: Хана – она, она сама и есть молитва. Мальбим утверждает, что женщине не нужно ничего говорить, она сама – молитва, она сама – сидур, она сама – книга Теилим.
Женщина стоит перед Всевышним и говорит: «Ани аиша аницевет имха базе» – я женщина, которая стоит перед Тобой здесь. Женская суть – молитва. Хана не говорит ни слова, но наши мудрецы внимательно всматриваются, потому что это – как молитва.
Почему эта молитва обязательно получит ответ? Мальбим объясняет, что все молитвы в мире произносятся, чтобы «отодвинуть» руку Всевышнего. Он присудил мне быть одинокой, а я молюсь о женихе. Он присудил мне быть бездетной, а я молюсь о ребенке. Он решил, что я буду бедной, а я прошу о богатстве. То есть, я как бы отодвигаю Его руку. Есть лишь одна молитва, которая говорит: «Я хочу того же, что и Ты». Как женщина благословляет каждое утро? «Ты создал меня по Своему желанию». Если Ты создал меня женщиной, значит, Ты хотел, чтобы все созданное Тобой реализовалось, было использовано. Следовательно, я не прошу, чтобы исполнилось мое желание, я прошу о реализации Твоего желания. Так мы молимся и в посты и в Рош аШана в молитве Авину Малкейну: «Отец наш! Царь наш! Сделай ради Себя, если не ради нас». Эта молитва в тишине, без голоса, производит громкий шум на Небесах.
В Гмаре (Авода Зара 25б, Йевамот 115а): «Иша – клей зейна алеа», то есть «у женщины оружие (всегда) при ней». Тебе ничего не нужно дополнительно, ты вся – молитва. Для этой молитвы нужно встать и почувствовать, как «коль ацмотай томарна», «все кости мои скажут».
Во время трубления в Шофар ты встанешь и скажешь – без слов – в своем сердце. «Я хочу этими глазами увидеть своего ребенка под хупой», «Я хочу этими руками обнимать моего сына», «Я хочу этими ушами слышать Шофар прихода Машиаха»…
Да будет угодно Всевышнему внять нашим молитвам, услышать наш тихий крик, да наполнятся уши радостными слухами, да наполнится сердце любовью, озарится лицо радостью, а уста откроются в улыбках!