Законы Рош аШана и эрев Рош аШана

Законы Рош аШана

Чтение Слихот перед Рош аШана

На исходе ближайшей к Рош аШана Субботы (если от субботы нет четырех дней до праздника, начинают с выхода предыдущей субботы), по ашкеназской традиции, начинают читать слихот – молитвы покаяния. Время, наиболее подходящее для этого – перед восходом солнца (то есть, перед самой ранней, возможной по времени, утренней молитвой), либо после хацот – полуночи.

Главное во время чтения слихот – пробудить к раскаянию свое сердце, поэтому, читая слихот в миньяне (в присутствии 10 кошерных евреев), важно читать вдумчиво и не спеша, даже если из-з этого не успевают за хазаном (ведущим молитву). В таком случае, когда хазан подходит к прочтению 13 атрибутов милосердия, необходимо прервать свое чтение стиха и сказать эту часть вместе с миньяном (общиной), а затем завершить прерванное чтение.

Тому, кто читает слихот не в миньяне, не следует читать 13 атрибутов милосердия и стих «Г-сподь прошел перед ним и возгласил».

Женщины, которые хотят читать слихот, произносят Таханун, но не читают «Нефилат апаим».

Эрев Рош аШана

В эрев Рош аШана не говорят Таханун и не трубят в шофар – чтобы сделать отличие между трублениями месяца Элуль, и трублением Рош аШана, заповеданным Торой.

В канун Рош аШана во многих общинах принято держать пост от зари до полудня (хацот). Люди со слабым здоровьем, беременные и кормящие женщины не должны поститься.

Атарат недарим

Атарат недарим – «отмену обетов» принято делать после утренней молитвы в канун Рош аШана (можно в течение всего дня, но лучше в первой половине дня). Важно понимать, что произносишь, а также раскаиваться и искренне сожалеть, что дали эти обеты. Те, кто плохо понимает текст на иврите, должны сказать его на понятном им языке. «Отмена обетов» замужней женщины – это устрожение, и в семьях, где это принято, жена должна заранее назначить мужа своим посланником для отмены обетов (и ей тоже необходимо раскаяться во взятых на себя обетах).

В канун Рош а-Шана окунаются в микву (мужчины), купаются, стригутся и стригут ногти, в честь праздника все одевают нарядную одежду. Все эти радостные предпраздничные приготовления – символ нашей веры в милосердный приговор Всевышнего. Законы Рош аШана и его кануна подчеркивают важность радости в этот праздник, помимо трепета, естественным образом присущего этому дню.

Эрув тавшилин

Когда сразу после Рош а-Шана начинается Шаббат, важно не забыть сделать «эрув тавшилин» до начала Рош а-Шана. Для этого берут хлеб размером «ке-заит» (28 кубических сантиметров) и готовую еду – например, вареное яйцо, и говорят благословение, указанное в сидуре (молитвеннике).

Картонные “поплавки” для фитилей, которые используют при зажигании масляных свечей, подготавливают заранее на оба дня праздника – отверстие для фитиля в них часто бывает не продырявленное до конца, и окончательно проделывать это отверстие в йом тов  запрещено. Также запрещено вычищать оставшийся воск из подсвечников в праздник, поэтому нужно заранее продумать, как вы будете вставлять свечи для второго дня праздника (использовать подставки из фольги и т. п.).

По возможности, лучше не мыть посуду для Шаббата в йом тов (праздник).

Изменения в молитве

Молитвы Рош аШана имеют множество отличий от других праздничных молитв, поэтому принято молиться их по специальному молитвеннику – махзору, где все они указаны в нужном порядке и со всеми сопутствующими законами.

Дни от первого дня Рош а-Шана до Йом Кипура (включительно) называются Десять Дней Раскаяния. В эти дни в молитве Шмоне Эсре  говорят специальные вставки. Если какую-то из этих вставок пропустили, то повторять благословение заново не нужно, кроме окончания третьего благословения. Третье благословение Амиды в эти десять дней завершают словами «Царь святой», а не «Б-г святой», и если по ошибке сказали как обычно, необходимо сказать молитву с начала. Если человек сомневается молящийся сомневается, ошибся или нет, тоже необходимо вернуться к началу молитвы Амида. Но если человек заметил сразу, что сказал неправильно, и тут же поправился, то можно продолжать молитву дальше.

В молитвах Рош аШана, в отличие от молитвы Шаббата, после благословения Даруй Мир вставляют личные просьбы, и также молятся со слезами, и можно произносить молитву немного громче обычного, если это помогает сосредоточиться на произносимых словах, но не слишком громко, чтобы это не помешало другим.

Трапеза в Рош аШана

В Рош а-Шана принято обмакивать хлеб не в соль, а в мед. Также принято использовать круглые халы. После омовения рук и “hамоци” (благословения на хлеб), едят кусочек яблока, обмакивая его в мед, и желают хорошего и сладкого года. После этого принято есть симаним – определенные фрукты и овощи, названия которых созвучны разнообразным пожеланиям, в порядке, указанном в молитвеннике (махзоре). Можно съесть чуть-чуть от каждого из них, или даже не есть вовсе, но поставить на стол. Порядок, в котором едят симаним, учитывает их “важность” – сначала фрукты, которыми славится земля Израиля, потом все остальные.

Симаним для трапезы готовят заранее. Те из них, в которых могут быть черви (финики, инжир, рыба), нужно еще до захода праздника обработать и проверить (голову рыбы замораживают, после чего отрезают жабры и хорошо промывают под струей воды; финики и инжир разделяют и осматривают). Если какой-то из симаним не знают, как правильно проверить, не стоит есть его вообще.

В трапезах Рош а-Шана не едят кислых, острых и горьких блюд, а также орехи (так как они вызывают газы и отрыжку).

Рош а-Шана не только день Суда, но, одновременно, и Йом Тов (праздник). Поэтому очень важно радоваться и не сердиться и не злиться в эти два дня, и не печалиться, как сказано: «…ибо свят этот день у Г-спода нашего! И не печальтесь, так как радость в честь Б-га – это ваша твердыня» (Нехемья, 8:9-10).

Трубление в шофар

Мужчины обязаны слушать трубление в шофар, и должны услышать 100 трублений. Что касается женщин,  они по традиции тоже приходят слушать трубление в шофар, но им достаточно прослушать 30 трублений. Детей, которые в состоянии спокойно слушать звук шофара, и понимают, что выполняют этим заповедь Торы, стараются привести на трубление, чтобы приучать к заповеди. Во время трубления нужно постараться сосредоточиться и не отвлекаться на посторонние мысли.

Ташлих

В первый день Рош аШана, после минхи, но до захода солнца, идут совершать обряд Ташлих к водоему – озеру, реке, ручью, колодцу – любому месту, где вода соединяется с землей. Если первый день Рош аШана выпадает на Субботу, Ташлих делают на второй день. Некоторые делают этот обряд не в Рош аШана, а в течение Десяти Дней Раскаяния.