Общеизвестно, что Пурим празднуют 14-го Адара (в Иерусалиме – 15-го Адара). Однако днем, на который Аман запланировал “окончательное решение еврейского вопроса” в Персидской империи, был день 13-го Адара! В этот день и произошло великое чудо, когда евреям удалось победить и низвергнуть своих врагов.
Это был день великого триумфа и победы еврейского народа, благодаря помощи Всевышнего. Почему же мы не празднуем Пурим 13-го Адара, чтобы радоваться победе над ненавистниками Израиля?
Точно также неясно, почему мы не празднуем день, в который был повешен Аман? Этот день, как известно, выпадает на месяц Нисан!
В Свитке Эстер мы находим следующее описание: “И Иудеи, которые в областях царских, собрались, чтобы отстоять от врагов своих жизнь свою и покой, и убили из врагов своих семьдесят пять тысяч (человек), а на грабеж не простерли руки своей”. В следующем стихе стоит: “(Так было) в тринадцатый день месяца Адара, а в четырнадцатый день его был покой, и сделали его днем пиршества и веселья” (Эстер, 9:16-17).
День 13-ое Адара описывается здесь как День Сражения и Победы, тогда как 14-го Адара к еврейскому народу вернулся покой.
То есть, мы празднуем День Покоя после большой победы, как это и подчеркивается в последующих словах Свитка: “В соответствии с днями, в которые (добились) Иудеи покоя от врагов своих” (Эстер, 9:22).
Царь Шломо говорит нам в Мишлей: “При падении врага твоего не радуйся, и, если споткнется он, да не возликует сердце твое” (Мишлей, 24:17). Согласно одному из наших источников, речь идет и о врагах-неевреях (Мидраш Ялкут 24). Мы не должны испытывать персональную радость и чувство удовлетворения, когда наши враги будут повержены. Самое большее, что позволено – радоваться тому Освящению Имени Б-га (Кидуш аШем), которое происходит благодаря повержению наших врагов.
По этой причине мы празднуем Пурим в “день покоя”, в тот день, когда еврейский народ смог снова вернуться к своему истинному предназначению, без какой бы то ни было опасности, довлеющей над ним.
По этой же причине мы говорим в последний день Песаха (за границей – в последние два дня) только половину “Алель”, поскольку такое количество египтян расстались в этот день с жизнью во время рассечения Ям Суф. Мы не радуемся этому… И хотя мы говорим “Шира” о великих чудесах и спасении еврейского народа, но “Алель” мы не говорим! (Мешех Хохма паршат Бо).
Мы не стремимся к экспансии и захвату, вместо этого мы желаем иметь возможность в мире и спокойствии выполнять свое предназначение – изучать Тору и соблюдать заповеди.
Подобную идею мы встречаем и в Хануку. Известно, что само слово “ханука” состоит из двух слов, “хану” “ка”: (евреи) пребывали в покое 25-го (числа). Именно тогда начинается наша радость по поводу великих чудес, совершенных для нас, а не в сам день победы.
Точно также, Машиах, прихода которого мы ждем, не будет завоевателем, покорившим мир с помощью великих войн. Он появится на мировой сцене верхом на ослике, вьючном животном, которое используется в основном в мирное время, а не верхом на коне, который является символом боя и войны (рав Гирш на главу Ваехи).