Уроки Пурима на всю жизнь


Deprecated: parse_str(): Passing null to parameter #1 ($string) of type string is deprecated in /www/htdocs/w01e0f81/bejewishwoman.com/wp-content/plugins/td-composer/legacy/common/wp_booster/td_video_support.php on line 612

Deprecated: parse_str(): Passing null to parameter #1 ($string) of type string is deprecated in /www/htdocs/w01e0f81/bejewishwoman.com/wp-content/plugins/td-composer/legacy/common/wp_booster/td_video_support.php on line 635

Все наши праздники в течение года – остановки, где мы можем набраться света и духа праздника – на весь следующий год. Актуальность событий Пурима – непреходящая…

Если мы посмотрим на историю Пурима, то очевидно, что движущей силой всех событий, которые привели к спасению нашего народа, был Мордехай. И возникает вопрос, почему тогда книга, которая рассказывает об этом, называется Мегилат Эстер? Почему из названия мегилы «изчез» Мордехай?

Если мы посмотрим на мегилу «нееврейским взглядом», так, как прочел бы мегилу Амалек – что бы он увидел? Случилось несколько вещей – ну, цепочка случайностей, и что? Это то, о чем сказали мудрецы, что в мегилат Эстер не упоминается имя Творца – Он скрыт. Это дает возможность «прочесть» ее так, как прочел бы Амалек – Всевышний здесь не присутствует, стечение обстоятельств, «всяко бывает». Все события мегилы тянулись несколько лет – даже период злодейского указа Амана – это время от Песаха до следующего Адара, почти год. И что произошло в результате – еврейский народ заново принял на себя Тору, принял полноценно, не по принуждению, как у горы Синай, а из любви – из любви к чуду спасения, которое совершил для них Творец. То есть, что произошло – наш народ увидел Б-жественное провидение, руку Творца, в тех событиях, которые произошли в этот период «сокрытия Лика», то, что было для Амана – цепочкой случайностей, наш народ увидел в этом – Б-жественное правление. И именно в этим видением событий в этом мы победили Амалека.

Как мы относимся к событиям нашей жизни? В каждом как будто сидит маленький (или не очень) Амалек, который нашептывает «ну случилось, ну и что?». Мы будем читать об этом также в недельной главе «Бехукотай», когда идет речь о проклятьях, Всевышний предупреждает – если будете ходить со мной «бе-кери», случайно, то получите наказание намного большее… Что значит ходить случайно? Это и есть «ну, случилось – бывает, случается». Если вы будете видеть то, что происходит, как случайности, то наказание станет еще тяжелее… Это сила тумы Амалека, которую он смог внести в нас – даже открытые чудеса, которые творит Всевышний, как это было в пустыне, воспринимать как случайность!

Время событий Пурима – это не время открытых чудес. Это время правления царя Ахашвероша. В таргумим, в начале, подробно рассказывается, как Ахашверош пытался скопировать трон царя Шломо. Ему не удалось перенести его из Шушана в другое место – поэтому он перенес свою столицу в Шушан! В чем такая важность трона Шломо, почему Ахашверош придавал ему такое значение? Великая сила царствования Шломо, это его власть «над нижними и высшими» мирами, и это то, что пытался скопировать Ахашверош – показать, что теперь царствует он, со всем своим злом и мерзостью. То есть, внешне это выглядело так, что зло – восторжествовало, зло правит миром. Это полная противоположность событиям Песаха, когда было полное открытие власти Творца – здесь же – полное сокрытие. И наш народ все равно постиг среди этой тьмы правление Всевышнего, увидел во всех случайных событиях – скрытое чудо.

В этом была великая победа над Амалеком, и кроме того, великое исправление внутри самого еврейского народа – тот недостаток доверия к Творцу, который существовал у евреев и помешал им принять Тору в Шавуот полноценно, добровольно – был исправлен тогда. И источником исправления стала аават а-нес – любовь к чуду.

«Нихнас яин – йоце сод» – когда входит вино, выходит секрет – Всевышний на Пурим раскрыл много Своих секретов, когда внешне казалось, что правление отдано злу, Он показал нам Его любовь к нашему народу – и это то, что увидели наши отцы, и в силу этого приняли на себя Тору заново.

«Карха ба-дерех» случился тебе в пути – как объяснял рав Зильбер, карха означает также «кор», холод, Амалек нас охладил.

Радость и веселье, которое было в дни Пурима – это были радость постижения величия Творца, радость чуда, которое произошло – и в этом и была настоящая победа над Амалеком.

Эти дни Пурима – «низкорим ве-наасим» – как говорит Гмара, низкорим, вспоминаются – это намек на паршат Захор, а наасим, делаются – это радость Пурима. По отношению к Амалеку есть 2 заповеди – 1. помнить о его делах и 2. уничтожить, стереть всякую память о нем. При чем тут радость, веселье Пурима? Постижением того, что Всевышний управляет миром, мы уничтожаем последствия деяний Амалека, его «систему Случая», а радостью Пурима, уровнем ее – как бы «прогреваем» себя заново тем огнем веры и радости, который Амалек пытался потушить, или хотя бы «прибить золой».

Возвращаясь к вопросу, почему мегила называется именем Эстер. Есть тут совершенно особая роль женщин. Как говорят наши мудрецы, женщины обязаны в заповедях пасхального седера, Хануки и Пурима, и объясняется это выражением «гам эм аю бе-ото а-нес» – они также были (присутствовали) при этом чуде. Первый аспект этого – их тоже касались эти постановления, и поэтому им также надлежит благодарить за спасение. Второй – у них была особая роль в чуде спасения – как известно, в заслугу праведных женщин мы вышли из Египта, в заслугу Йеудит – падение греческого войска, и, конечно, заслугами Эстер – Всевышний совершил чудо Пурима. Но почему только Эстер? У нее была особая роль.

Все знают, как рав Ицхак Зильбер во время пребывания в лагере в день Пурима предсказал гибель Сталина. Давайте поймем для себя: есть страшнейшая тюрьма, международная тюрьма – для всех народов, не только для евреев – диктатура Сталина, деликатно называемая «культ личности», уничтожение и издевательство над всем человеческим… тюрьма в другом месте была куда лучше, чем свобода – тогда. И рав Зильбер находится в лагере, в то время, когда идет процесс подготовки уничтожения евреев, «дело врачей» – замысел, близкий к замыслу Амана – уничтожение всех евреев Советского Союза – которое задумал Сталин, настоящий «посланник Сатаны»… У «русского» еврейства, евреев-выходцев из бывшего Советского Союза, должно быть совершенно особенное отношение к празднику Пурим – особая благодарность Творцу, за то, что мы выжили – ведь, кроме спасения, которое произошло во времена Эстер и Мордехая, мы были спасены еще раз, и получили жизнь! И Всевышний помещает рава Ицхака в лагерь – внутри лагеря, и вот, из этого глубочайшего сокрытия, эстер бе-тох эстер – сокрытия внутри сокрытия, тюрьмы внутри тюрьмы, рав Зильбер в Пурим делает пирсума ниса – рассказывает другим о чуде Пурима. Мир находится в пяти минутах от погрома невиданных маштабов, даже проклятый Гитлер не пытался сделать такое – перебить большую часть еврейского народа – в течении нескольких дней! И об этом было известно, о подготовке к этому говорили в лагерях! В этой ситуации рав Ицхак рассказывает о событиях Пурима. Говорят ему: что ты нам рассказываешь сказки! Вот еще через несколько дней – будет задуманный Сталиным погром! А рав Ицхак отвечает – никто не знает, что будет с басар ва-дам, может быть, он не проживет и полчаса… Мир выглядит так, как будто им правит Сталин, правит Ахашверош. Оппонент рава Ицхака говорит – Сталин воплотил все, что бы ни задумал! А рав Ицхак отвечает – с евреями не получится, потому что есть Тот, Кто выше. Сталин сидит на «троне Шломо» – но только почти, это только видимость… И через три-четыре минуты после этого разговора – Сталина, этого оголтелого убийцу, хватил инсульт.

Есть противопоставление прочности нашей веры в управление Творца – тому, как внешне выглядит мир.

Есть в этом величайшая сила наших праведников – великое знание, что нет ничего, кроме воли Творца – и именно эта сила, истинная вера, победила этого выродка.

Вернемся к заслуге Эстер – эта вера в момент сокрытия Лика – это состояние, в котором находилась Эстер. Она была праведницей. То, что ее – берут в покои злодея Ахашвероша – это ее страшнейшая трагедия. Мы даже с трудом можем себе представить, что это для нее! Какое это страшнейшее унижение и какая трагедия, что еврейскую женщину – берут в покои этого развратника. Скромная, утонченная праведница Эстер – попадает в гарем… это «эстер бе-тох эстер», сокрытие внутри сокрытия – и это не то состояние, в котором находится Мордехай! Мордехай сидит «бе-шаар а-мелех» – в Санедрине! Эстер – она та, кто находится в гареме Ахашвероша.

Эстер была подчинена, физически подчинена Ахашверошу – в этой ситуации остаться в своей чистоте и не прилепиться никак к этой грязи – это величайшее испытание внутренней чистоты и святости Эстер, и это неподчинение себя злу – это самая огромная сила, которая противостояла Аману и Ахашверошу.