Пурим и Песах – спасение в кредит

Один из аспектов мегилат Эстер – то, что мы можем сколько угодно топать ногами при произнесении имени Амана, проклинать всех злодеев, повторять: пусть сгинут все негодяи – но важно помнить, что все эти мерзавцы и негодяи не имеют совершенно никакой силы, и не могут сделать с нами ничего, не будь на то воля Творца – а сделать нам что-то дурное они могут только, если у нас есть тяжкие грехи, которые и есть – причина для тяжкого постановления Свыше.

Наши мудрецы называют две причины тяжкого постановления Амана и Ахашвероша – одна из них – что евреи участвовали в пире Ахашвероша. С первого взгляда, причина непонятная – ведь в пире принимали участие только евреи Шушана! И тогда дается вторая причина, что во времена Невухаднецара евреи насильно, но все-таки поклонились перед идолом. Однако, первая причина при этом не отвергается! Давайте попробуем разобраться в этом:

Есть известная притча, которая имеет отношение к нам, причем постоянно. У одного  помещика был “придворный еврей”. И он очень хотел угостить его хорошим вином, а еврею, как известно, нееврейское вино пить нельзя. Тогда он спросил еврея – а как сделать так, чтобы стало можно? Еврей отвечает – вот если направить на меня ружье, пригрозить пристрелить – тогда будет можно. Сказано – сделано: помещик берет ружье, и еврей “под дулом” выпивает некошерное вино. Очень вкусное. И все, больше его не заставляют. Тогда еврей говорит: а можно пан на меня еще раз направит ружье?

В исповеди в Йом-кипур мы говорим: “за грех, который мы совершили вынужденно”… но – иногда нам так хочется, чтобы мы оказались вынуждены. Так грех, когда евреи Шушана получили удовольствие от пира Ахашвероша, показал, что и раньше, когда все евреи поклонились идолу Невухаднецара, это было не совсем вынужденно – в них было уже что-то, что связывало их с окружающим миром идолопоклонства.

Ахашверош владел всем цивилизованным миром, он построил себе трон, как у Шломо, показывая этим свою абсолютную власть над миром. Когда величайший царь зовет – как можно отказаться? Кроме того, там было кошерное вино, на этом пиршестве. Есть страшнейшее испытание изгнания – это не когда наши ненавистники заставляют нас насильно принимать ислам, или христианство, – но когда нас соблазняют, показывая нам свой великолепный мир, и зовут нас присоединиться, отведать от их пира. И после этого – приходит катастрофа. Это то, что произошло в Германии. Евреи приняли участие в пире Ахашвероша – и на них обрушился указ Амана. Так и в Германии – соблазнились культурой и просвещением немецкого “пира” – и на них обрушился Гитлер.

Это очень принципиальная вещь, которая касается нас всегда: в изгнании мы окружены не только подавлением – но и соблазном, соблазном идти за “власть имущими”, за богатыми – это величайшее испытание изгнания. Что мы можем этому противопоставить? В Америке можно увидеть эту машину погони за еще и еще одним долларом – эта страшная картина способна испугать – как возможно остаться евреем, как выдержать это испытание? И действительно, многие не выдержали – миллионы евреев из-за страха потерять работу начали работать в Шабат, нарушая Субботу… Что же можно этой машине противопоставить?

Только внутреннее ощущение, внутреннюю связь с Торой. Когда человек живет с Торой и, в силу этого, связан с Творцом – все, что вокруг – это тщета и мишура. А когда этого нет – остается только “побежать за победителем”.

Есть одна идея, высказанная в наших источниках в отношении Песаха, но применимая и к Пуриму. Что сказал Моше фараону от имени Всевышнего? “Отпусти народ Мой, чтобы они служили Мне”. То есть, у нашего народа изначально было условие – нас вывели из Египта, чтобы мы приняли Тору у горы Синай. Всевышний освободил нас, хотя мы этого не заслуживали, раньше, чем мы это заслужили. Это было как-бы “спасение в рассрочку”. Корень этого – в устройстве мира: в самом начале, как говорит Раши, Всевышний создал мир так, что основа его существования – мидат а-рахамим, мера милосердия… Смысл ее в том, что человеку дают время, чтобы исправить себя. Всевышний спасает человека ради его будущего – это основа мидат а-рахамим.

Это касается и Пурима – уже был вынесен приговор, приговор Свыше, Аман и Ахашверош – были лишь его исполнителями, но наш народ удостоился, что в лейль Пейсах – в ночь Песаха пробудилось величайшее милосердие Творца – и все перевернулось. Смысл этого милосердия – дать нам возможность исправить те вещи, которые были причиной суда.

Все знают, что в Пурим мы заново приняли на себя Тору, с радостью – в этом его величие. И я думаю, это именно то, ради чего нас Всевышний спас – чтобы мы не остались на уровне, когда Тора не является частью нас самих, мы не впитываем ее с желанием, она – как внешняя нагрузка, бремя, которое хорошо бы уменьшить, которое не радует… В таком положении (как это и было до Пурима) есть опасность, что мы захотим “отведать от пира Ахашвероша”. Когда наш народ заново принял Тору, занимается ею, радуется ей, это его истинная жизнь – это и есть то исправление, ради которого нам Всевышний даровал великое чудо Пурима.

Каждый из нас переживает подобное спасение на личном уровне – если мы задумаемся, где мы есть, и где мы могли бы быть…

Спасение в рассрочку, которое нам дается – это не одноразовое событие, которое произошло при выходе из Египта, это основа, в частности, основа спасения, которое было нам даровано в Пурим. Как в Песах нас вызволили ради получения Торы, но там получение не было цельным до конца, так в Пурим мы были снова спасены – чтобы это получение стало цельным.