Вся Мегилат Эстер – намек на сокрытие.
Там нет явных имен Всевышнего, зато обилие «посланников», гонцов, все происходит только через них: вместо того, чтобы сказать, что «царь (или Аман) разослал письма по областям», настойчиво упоминаются действующие безотказно посланники, и Эстер ведет переговоры с Мордехаем подчеркнуто через посредника, названного даже по имени; действуют посланники и в других случаях (а не как в событиях Исхода: «Я, – говорит Всевышний, а не ангел; Я, а не сараф», как говорит Мидраш о поражении первенцев).
Но завеса эта прорывается – и Б-жественный свет изливается в мир, и становятся явными планы Творца, иногда через девять лет, иногда – через тысячи.
И праздник Пурим дан нам как пример и как знак надежды на будущее.
И потому нет в Аве места печали, тем более – отчаянию, а только скорби, ибо это – нечто иное. Даже скорбь наша в это время – с примесью радости, ибо ее мы только уменьшаем, и это – радость грядущего Избавления, в которое мы верим и в самые скорбные дни. Всевышнему нельзя служить без радости, как сказано: «Повеления Г-спода прямы, радуют сердце», – любые повеления, даже относящиеся к законам скорби.
Есть еще один важный момент. Нет для человека большего потрясения, чем внезапный переворот, будь то к добру или злу (не дай Б-г!).
События Пурима приобретают остроту со слов: «И гонцы отправились в путь, подгоняемые словом царским, и дано было знать в Шушане, столице, и царь с Аманом сели пить; а город Шушан был в смятении» (Эстер, 3:15). Раши пишет, что последнее сказано о евреях Шушана, внезапно оказавшихся в смертельной опасности (а некоторые добавляют, что неевреи тоже были удивлены – внезапной переменой судьбы целого народа, совсем недавно пребывавшего в благополучии).
И радость праздника Пурим – это не только радость «переворота», который произошел в те дни: «…Месяц, что превратил для них печаль в радость и скорбь в праздник», но и предчувствия нашего полного и окончательного освобождения, которое придет – и тоже внезапно, как сказали наши мудрецы: «Либо как скорпион (для тех, кто не ждет его), либо как находка (для тех, кто ждет)».
И это – то, чем жив каждый еврей каждый день вот уже больше трех тысяч лет, провозглашая утром и вечером:
ШМА, ИСРАЭЛЬ – СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ! Г-СПОДЬ – Б-Г НАШ, Г-СПОДЬ ЕДИН!
Все – от Него! Когда Ахашверош с Аманом садятся пить, и вся столица Шушан в страхе – это от Него; но и когда Амана волокут на виселицу – это тоже от Него. Ибо сказано в Торе: «Смотрите же ныне, что Я (Который сегодня) – это Я умерщвлю – и Я оживлю; Я ранил – и Я исцелю, и никто от руки Моей не избавляет» (Дварим, 32:39). И сказал пророк: «Кто действовал и совершал? (Кто) вызывал поколения (к жизни) с начала (их)? Я, Г-сподь – первый, и с последними – Я тот же» (Йешаяу, 41:4).
И всему нашему народу важно помнить это именно в наше время, когда лишь слепой не видит, какие времена нас ждут, и как будет проверяться наша вера.
Вера в то, что Он не оставляет нас, что Он – с нами, последними, самыми слабыми поколениями: «И до старости Я – это Я (все тот же), и до седин (ваших) терпеть Я буду; Я создал – и Я носить (вас) буду!» (там же, 46:4).
И как Он у нас – Единый Б-г, так и мы у Него – единственный народ.
Но для чего же мы Им избраны? «Свидетели Мои вы, слово Г-спода, и раб Мой (ты), которого Я избрал, чтобы узнали и поверили вы Мне, и поняли, что Я – это Я (тот же); передо Мной не сотворен был бог, и после Меня не будет!» (там же, 43:10).