Разные слова выражают понятие радости на иврите: симха, дица, хедва, сасон. Ализут и алицут. Все это – проявления разной радости. Сасон – это радость, проявляемая наружу. Хедва – это духовная радость…
Из-за чего бывает радость?
Когда человек в сомнении – это его мучает, сомнение – хуже, чем самый тяжкий приговор. И соответственно этому – эйн симха ке-атарат сфекот – нет большей радости, чем разрешение сомнений.
Цхок – смех – это не совсем проявление радости, человек смеется, когда не может удержать эмоции внутри себя – и точно также плач. Также от эмоциональной неожиданности – как, например, реакция на рассказы О’ Генри – мы начинаем смеяться (или, возможно, плакать).
Еще одна причина для радости – ощущение, что получил БОЛЬШЕ, чем было положено. Если наши ожидания в точности оправдались – мы не рады, это то, что должно было произойти. А вот когда получили больше – тогда мы радуемся.
Еще человек радуется, когда ощущает свободу.
Маскарадный костюм на иврите тахпосет – от корня хофеш, свобода. Когда вы переодеваетесь – зачем это? – чтобы вашей одеждой раскрыть, кто вы на самом деле.
Человек счастлив, когда понимает себя, свою суть – кто я на самом деле такой, и позволяет себе быть – собой настоящим. Любая вещь стремится к своему корню, и когда человек достигает его, понимает свой корень, это приносит ему большое спокойствие – и радость.
Есть также внешняя радость – у каждого от другого стимула, это то ощущение, которое приносит человеку его хобби.
Притча: я ожидаю ежедневно, что у меня будет еда – скажем, самое простое – хлеб. Если мне принесут на завтрак хлеб – это понятно, но не вызывает радости. Ведь это так и должно быть! Если мне кто-то подарит орхидеи – это приятно, и вызывает большую радость. Но – если у меня не будет хлеба, я буду очень-очень зла и недовольна жизнью. Но если мне не принесут орхидей – это не страшно, и не вызовет недовольства. Где тут аналогия с Пуримом?
Пурим – это единственный праздник, в который мы не получили ни-че-го. В Песах мы получили свободу. Это очень много! Но мы не очень рады. В Шавуот – мы получили Тору, стали избранным народом. Но мы не очень рады. В Хануку – опять получили свободу, независимость, возвращение Храма! Но мы – немножко рады. В Пурим – мы очень рады! И что же мы получили в Пурим? – ничего! Мы остались рабами Ахашвероша, остались в Персии, Эстер – навсегда осталась во дворце царя… Чему же мы радуемся в Пурим? Мы радуемся тому, что мы получили жизнь! Когда человек получил жизнь – он радуется всему, тому, что он просто дышит воздухом…
Один из аспектов Пурима – научиться радоваться всему. Радоваться хлебу, как будто получили орхидеи! И, как учит нас Пахад Ицхак, если не получили хлеба – воспринимать это, как будто не получили – орхидей…
Мы можем радоваться жизни, когда она – в опасности. В природе человека радоваться тому, что он оценил, и ценить что-то, когда его потерял… Поэтому жизнь – этот великий дар – обычно не ценится, воспринимается, как данность… Но в Пурим, когда над нашей жизнью нависла угроза, мы смогли ее оценить! Это радость Пурима.
И мы учимся у Пурима – радоваться тому, что мы есть.