Основные законы Пурима
1. В Шаббат перед Пуримом обязательно прослушать в синагоге отрывок «Сотри память об Амалеке». Это принято делать и женщинам.
2. Пост Эстер, как и остальные, является обязательным, однако беременным и кормящим поститься не нужно (даже если они не страдают от поста).
3. «Память о половине шекеля». Принято, что женщины тоже исполняют эту заповедь, и дают половину шекеля (или половину другой монеты, принятой в данной стране – например, в Америке – пол доллара и т. д.) в цдаку. Беременные дают также за ребенка, которого ждут.
Чтение Свитка Эстер – Мегилат Эстер
4. Слушать чтение Мегилы (кашерной, написанной на пергаменте) вечером и днем является заповедью, установленной мудрецами. Суть этой заповеди в том, чтобы прочесть рассказ о чуде, совершенном Творцом для евреев и возвестить о нем всему миру.
Как известно, в Пурим не читают Алель, поскольку публичное чтение Мегилы, когда все евреи собираются вместе послушать рассказ о чуде, само по себе является прославлением Творца.
Это – самая главная заповедь этого дня, ради которой откладываются даже заповеди Торы.
Поскольку чудо было совершено для всех евреев, слушание Мегилы является обязанностью для женщин также, как и для мужчин.
5. Есть сомнение, нужно ли женщине идти слушать Мегилу в синагогу, чтобы исполнить заповедь наилучшим образом – слушать «при большом количестве народа». Или, как написано в «Мишне Бруре», когда много людей, есть опасность, что из-за шума человек не услышит Мегилу как следует. В таком случае, желательно слушать чтение Мегилы в более узком кругу. Уже принято, что в некоторых местах женщины собираются у кого-то на дому, и там слушают Мегилу.
Правильно, по возможности, не приводить с собой маленьких детей (меньше «возраста приучения к заповедям»). Однако детям, достигшим возраста приучения к заповедям, которые в состоянии прослушать всю Мегилу от начала до конца, безусловно, следует слушать Мегилу.
6. Важно подготовиться к чтению таким образом, чтобы не оказаться в ситуации, когда в середине чтения нужно прерваться и выйти в туалет.
7. Чтец произносит три благословения перед чтением «О чтении Мегилы», «О чудесах», «О времени (шеhехеяну)».
Изначально необходимо благословлять стоя. В конце чтения чтец говорит благословение «hарав эт ривэну», однако, когда нет миньяна, это благословение не произносят. Когда чтец произносит благословения, нужно внимательно слушать их и иметь в виду, что он произносит благословения и от нашего имени. Более того: слушая благословение «шеhехеяну», нужно иметь в виду вывести все заповеди праздника Пурим.
8. Когда читают Мегилу, нужно постараться максимально сосредоточиться, поскольку необходимо услышать каждое слово. С другой стороны, даже человек, который совсем не знает святой язык, выполняет заповедь чтения Мегилы. Важно настроить слух и внимание на чтение.
9. Если человек сбился и не услышал часть Мегилы, нужно постараться догнать чтеца, быстро прочитав пропущенный отрывок, вплоть до места, где читает чтец. Однако, если есть трудность успеть за чтецом, важно знать, что если было услышано больше половины Мегилы, можно после завершения публичного чтения восполнить пропущенное, самостоятельно прочитав текст – от места, где человек отвлекся, и до конца Мегилы. Однако если был пропущен отрывок в первой половине Мегилы, этот совет не помогает, и нужно либо быстро прочитать пропущенный отрывок (во время чтения), либо заново слушать Мегилу.
10. Есть обычай, что слушающие произносят вслух имена десяти сыновей Амана, а также несколько отрывков из Мегилы. Если человек опасается, что может не успеть сказать нужные отрывки вместе со всеми, из-за этого запутается, и не услышит продолжение Мегилы, то лучше не говорить эти отрывки.
Подарки бедным – Матанот лаэвьоним
11. Каждый еврей обязан дать, как минимум, два подарка двум беднякам (Шульхан Арух, 694), однако, безусловно, лучше преумножить в выполнении этой заповеди, чем в выполнении заповеди праздничной трапезы или заповеди посылания подарков друзьям. Поскольку нет большей радости, чем та, которая приносит отраду бедным, сиротам и вдовам, ведь этим человек уподобляется Творцу, о котором сказано: «оживляет дух униженных…» (Мишна Брура, 694:3). Эту заповедь принято выполнять деньгами, и можно дать через посредника (габай). Эти два подарка нужно выделить из личных средств, однако добавить к этим подаркам можно из маасэра.
Посылки друзьям – Мишлоах манот
12. Каждый еврей обязан в Пурим послать другу два блюда, и каждый, кто приумножит в этих посылках, достоин похвалы! Важно заметить: в этой заповеди имеет большое значение качество (чтобы подарок был от души), а не количество или цена. Ведь мудрецы постановили эту заповедь, чтобы сплотить еврейский народ, о котором Аман говорил «есть один разрозненный народ…» Поэтому, даже если это будет скромный подарок, но подчеркивающий личное отношение – это доставит больше радости. Следует указать на посылке, от кого она послана, и, если готовят еду сами, важно указать кашрут. Поэтому надо стараться, чтобы кашрут был подходящим для того, кому посылают подарок.
Праздничная трапеза – Миштэ
13. Праздничную трапезу в Пурим правильно устраивать после молитвы Минха, которую стараются помолиться в раннем миньяне. Идея трапезы в том, что евреи были спасены от физического уничтожения. К тому же в Пурим евреи вновь приняли на себя всю Тору из любви к Творцу и в благодарность за то чудо, которое Он, Благословенный, совершил для нас. А значит, евреи как бы снова сказали: «Наасэ вэ-нишма» («сделаем и поймем»), как на горе Синай. Наше тело также приняло на себя Тору, как бы сказав «сделаем». Поэтому не только душа, но и тело также должно участвовать в прославлении Творца.
Однако, разумеется, прославлять Творца, при этом теряя человеческий облик – не соответствует постановлению мудрецов. Действительно, мудрецы обязали нас довести себя в Пурим до состояния, в котором невозможно различить «проклят Аман» и «благословен Мордехай». Однако, это не освобождает нас от выполнения остальных заповедей.
Поэтому, прежде чем пить вино, следует поблагодарить Творца за то, что Он поверг Амана и вознес Мордехая. И повелели мудрецы, чтобы еврей не прекращал славить и благодарить до тех пор, пока не перестанет видеть разницу между этими двумя благами. И пусть радость на этой трапезе будет радостью от выполнения заповеди, которую нам дали мудрецы! (Мишна Брура, 695:4)