По основной линии закона Торы, есть обязанность убрать из дома хамец размером с ке-зайт (половина или треть яйца). Однако мудрецы опасались, что если человек найдет в Песах хамец размером даже меньше ке-зайт, то может съесть его, и поэтому постановили уничтожать даже хамец размером меньше ке-зайт. Однако нет обязанности уничтожать хамец размером меньше ке-зайт, который уже немного испорчен.
Поэтому очень важно установить иерархию приоритетов и как следует спланировать все, что касается уборки и подготовки к празднику, и первым делом приложить усилия в тех местах, где действительно постоянно бывает хамец. Например, одно из главных мест, где бывает хамец – это холодильник. Я слышал от р. Гоэльмана, что очень желательно вытащить полки из холодильника и морозилки, чтобы прочистить все полозья и ямки, в которые они вставляются, поскольку возможно, что хамец, прилипший к полкам, может впоследствии упасть на еду в сам Песах. Также, разумеется, нужно очень хорошо почистить резину холодильника, так как в ее щели часто забивается хамец. Конечно, если человек увидел в каком-то месте крошки, ему следует очистить это место от них, чтобы крошки не коснулись его пищи в Песах, но нет обязанности искать крошки. Так что, если речь идет о каких-то маленьких щелях и т.п., куда могут попасть только крошки (а не кусок размером с ке-зайт), то нет обязанности чистить там, и тем более нет обязанности вычищать эти места сильными моющими средствами, такими, как “экономика” и т.д.
В доме, где нет маленьких детей, нужно искать лишь там, куда иногда заходят с хамцом в руках. Однако по поводу дома, где есть маленькие дети, рав Нисим Карелиц в книге חוט שני פסח פ”ד ס”ק א пишет, что нужно проверять даже в ванной и туалете.
Сказано в Шульхан Арухе סימן תלח : если хамец находится на доске под потолком, человек обязан взять лестницу, подняться и убрать оттуда хамец, ведь он может упасть сверху. Однако если хамец лежит в яме, нет обязанности доставать его оттуда, а достаточно лишь аннулировать его с надлежащим намерением. Мишна Брура объясняет, что, поскольку человек обычно не пользуется этой ямой, то не обязательно спускаться туда. Отсюда мы учим, что если человек хочет почистить плиту от хамца, ему не нужно разбирать ее или переворачивать, чтобы отряхнуть из ее внутренностей хамец, который затесался в проемах. Поскольку этими местами не пользуются, то нет и обязанности доставать оттуда хамец, а достаточно просто аннулировать его в день проверки хамца (14 Нисана).
Мишна Брура устанавливает, что обязанность уничтожить хамец не распространяется на количество меньше ке-зайт, которое немного подпорчено. Поэтому уборку в шкафах достаточно делать с помощью обычного моющего средства, ведь, если там в итоге и наберется какое-то количество хамеца, оно будет считаться немного испорченным. После такой уборки в шкафах нет никакой обязанности проверять там хамец. Не рекомендуется наливать туда средство, портящее хамец до степени, что собака не сможет есть, т. к. совершенно необязательно делать это, а мебель это средство может испортить.
Известно, что Хазон Иш проверял и книги у себя дома. Однако я слышал от р. Гоэльмана историю, что однажды Хазон Иш пришел в гости к одному человеку (в Песах), и хотел взять книгу, посмотреть что-то. Хозяин, знавший, что Хазон Иш следит за тем, чтобы проверять книги, сказал ему, что книги не проверены, и не проданы. На это Хазон Иш ответил, что он никогда не ест в чужих домах. Отсюда мы делаем вывод, что даже те, кто устрожает проверять книги, должен проверить лишь те, которые он захочет почитать во время трапезы. Те же книги, которые он решает не приносить и не класть на стол, не нужно проверять, даже по устрожающему мнению.
Есть законоучители (Хут Шани стр. 64, Ковец ми-Бейт Алеви и т.д.)[1], которые полагают, что вполне возможно проверить со свечой (но без брахи на проверку) места или комнаты, которые уже успели вычистить заранее, а не дожидаться 14-го Нисана. Но в любом случае необходимо оставить для проверки 14-го Нисана места, чтобы можно было бы сделать проверку с благословением на нее. Однако, с другой стороны, как я слышал от р. Гоэльмана, есть мнение, что такую преждевременную проверку следует делать, только если есть необходимость. Однако проверять сам дом, то есть те классические места, где бывает хамец, следует все же именно 14-го нисана.
Существуют различные вещества, в которых есть примесь хамца, но вкус их – «испорчен» настолько, что они не пригодны для еды даже собаке. Например, различные жидкости, где в составе есть алкоголь, который сам по себе считается хамцом, различные лекарства, подслащенные вкусовыми добавками, кремы и мази, зубные пасты, некоторые виды сигарет и т.д. Наши мудрецы устрожают и запрещают изначально (лехатхила) пользоваться такими смесями по нескольким причинам: а) само по себе то, что человек считает эту смесь пригодной для использования, делает хамец, содержащийся в ней, важным ингредиентом; б) в наше время есть технологии, позволяющие разделить эту смесь на составляющие, и поэтому среди законоучителей есть мнение (например, р. Эльяшив), что такая возможность переводит хамец из статуса испорченной примеси в самостоятельный статус, причем он даже не считается испорченным; в) а также, есть особый уровень соблюдения Пасхальных законов – «святость Израиля». Поэтому, по возможности, желательно стараться, чтобы любые вещества, используемые для тела человека (т. е. как внутреннего, так и наружного применения) были кошерны на Песах. Некоторые устрожают, чтобы даже чистящие средства (экономика и т.п.) были кошерными на Песах. Если есть необходимость в каким-то креме или мази, и нельзя найти подобный продукт, который был бы кошерным на Песах, можно облегчить и воспользоваться мазью с примесью хамца. Если же решили не пользоваться этими кремами и т. п. в Песах, то некоторые устрожают и продают их нееврею.
Как известно, у ашкеназских евреев принято устрожать и не пользоваться в Песах продуктами, сделанными из китнийот (все бобовые – соя, горох, хумус, фасоль и т.д., а также рис, кунжут – из него делают тхину и халву, семечки подсолнуха, арахис и т.д.) Однако, в случае, когда нет кошерной на Песах замены нужному продукту (и он действительно необходим!), можно облегчить и давать изделия из китнийот детям до 6-7 лет (не включая сладости), пожилым людям и неопасно больным (то есть, те кто чувствуют боли во всем теле или находятся в лежачем состоянии). В таких случаях следует выделить отдельную посуду для этих продуктов.
Важно следить, чтобы был специальный кашрут на Песах на пищевых продуктах, и ни в коем случае не ограничиваться тем, что в ингредиентах не указан хамец[2]. Обращайте внимание на сухофрукты, особенно покрытые сахаром, специи.
Продажа хамца
Мудрецы установили, что каждый еврей должен проверить свой дом и вычистить его от хамца. Однако могут быть в доме виды пищи, в которых возможно (под сомнением) наличествует хамец, к примеру: мука, лекарства, мази, парфюмерия и т.д. или же человек сомневается, что не вычистили основательно тот или иной предмет (к примеру, миксер). Поэтому принято продавать хамец, содержащийся в доме, нееврею. В общинах Бней Тора принято, что частное лицо (а не владелец фабрики по производству хамца в больших количествах) не продает виды пищи, которые наверняка являются хамцом (к примеру кус-кус), а лишь виды пищи, которые возможно являются хамцом (к примеру, мука) или смеси, которые могут содержать хамец. Однако китнийот и другие предметы, в которых нет реального опасения на содержание хамца, не продают.
Приведем примеры продуктов, которые могут содержать хамец: фалафель содержит крошки муки, овсянка проходит процесс варки и поэтому является хамцом, соевые продукты тоже содержат муку. Шалва, отруби, манка и проростки пшеницы – только под сомнением хамец. Из напитков: чико, водка, виски, пиво – хамец. Продукты, содержащие в составе глютан (глютен) – хамец. Глюкозу иногда делают из картошки, но иногда из хамца[3]. Корнфлекс содержит хамец. Горчица, суповой порошок, арахисовое масло (чтобы сделать его гуще), быстрорастворимый чай могут содержать хамец. Нередко в семечках, чтобы придать им соленый вкус, скрепляют соль хамцом. Лимонная кислота может содержать иногда китнийот, а иногда – хамец.
Есть мнение среди законоучителей (рав Элияшев זצ”ל), что, если продающий хамец полагает, что продажа хамца – не более чем религиозный обряд, не имеющий законной силы, то его продажа действительно не имеет никакой силы, и хамец остается не проданным[4]. Продающий хамец должен иметь в виду, что данная продажа имеет полную юридическую силу, и что хамец действительно продан и не является больше его собственностью. Поэтому желательно, по возможности, указать предметы, содержащие хамец. Отметить четким ясным образом адрес и телефон, по которым можно найти продающего хамец.
[1] Так же я слышал от рава Вайя
[2] К примеру есть орехи, которые обрабатывают «антиоксидантом», чтобы они не теряли свежести, и это средство делается из китнийот. Также очень часто скрепляющим материалом продуктов является добавка из хамца, или он добавляется в качестве незначительной вкусовой добавки.
[3][3] Нужно знать, что множество готовых продуктов массово содержит глюкозу.
[4] К примеру, человек приобрел бутылку виски в магазине «duty free», которые либо не оформляют продажу хамца или даже если и оформляют, то вполне вероятно просто как религиозную церемонию, чтобы не потерять религиозных клиентов. Поскольку эта бутылка виски может стоять в магазине больше года, то, в силу вышесказанного, есть большая вероятность, что в ней хамец, запрещенный в употребление.