Пасхальный Седер – 4 бокала и маца

седер

В эту удивительную ночь – каждый раз, еврейский народ как будто рождается заново. И поскольку в день Выхода из Египта произошло не только духовное рождение, но и фактическое освобождение из рабства, в Пасхальную ночь все мы участвуем в Седер Песах (пасхальном седере), выполняя ряд заповедей: есть мацу, марор, выпить 4 бокала и поесть трапезу.

Все эти заповеди считаются выполнены, если их исполнили правильно, то есть нужно иметь ввиду, что «данным действием я выполняю заповедь Всевышнего», а также выполнить их в нужный промежуток времени и в определенном объеме.

Для заповеди 4-х бокалов используют кошерное красное вино, либо 100% натуральный виноградный сок. Для мужчин есть дополнительная важность пить именно вино, чтобы выполнить заповедь 4-х бокалов «дерэх хэрут» (то есть, как это делают богатые и важные люди), а также заповедь радоваться в Йом-Тов, однако для женщин вполне допустимо пить 100% натуральный виноградный сок, поскольку эту заповедь женщины выполняют новой одеждой или украшениями. Можно также наполнять бокал больше половины вином и меньше половины соком.

Для выполнения заповеди, в каждом бокале выпивают объем, равный 150 миллилитрам (по некоторым мнениям 86 миллилитрам). Изначально надо выпить большую часть бокала, поэтому желательно, чтобы бокалы не превышали по объему 150-160 миллилитров. Но если все же тяжело выпить нужное количество, можно выпить большую часть объема 86 миллилитров. Можно вино запивать водой, но при условии,  что вода заранее поставлена на стол. Изначально, надо постараться выпить весь объем 2 глотками, если тяжело, то выпить за четыре минуты. В самом крайнем случае – за 5-6 минут.

Все заповеди Седера, связанные с едой и питьем бокалов (кроме заповеди есть «марор») мужчины выполняют, облокачиваясь, склонившись на левую сторону. Несмотря на то, что женщины освобождены от заповеди облокачиваться, однако в любом случае важно пить и кушать как свободные люди, то есть не стоя и не перебегая с места на место.

Требуется заранее выяснить у рава, какое количество мацы нужно брать для выполнения заповеди, исходя из той мацы, которая у вас есть.

Объем мацы ке-заит, который соответствует по весу 30 граммам, называется большой ке-заит. Размер примерно 20 грамм соответствует малому ке-заит. Для наглядности укажем, как я слышал от своего учителя р. Гоэльмана, что если речь идет о маце, сделанной вручную, то 2 ке-заит мацы соответствуют размеру руки (то есть части руки до кисти) среднего взрослого человека, если он растопырит пальцы и опишет вокруг руки квадрат (соответствует площади одного куска «машинной» мацы «Шеэрит Исраэль»). Соответственно 1 ке-заит – это половина данного размера.

В течение Седера нужно съесть 2 ке-заита мацы после благословений «hамоци» и  «аль ахилат маца» (изначально это удвоенное количество следует съесть тому, кто проводит седер и благословляет за всех присутствующих. Ему достаточно съесть 2 малых ке-заита. Для остальных участников это количество  – скорее устрожение).

Также нужно съесть ке-заит мацы в заповеди «корех» и  ке-заит мацы в заповеди «афикоман» (в афикомане изначально нужно, по возможности, съесть 2 малых ке-заита в память о пасхальной жертве и маце, которую ели с ней вместе). Если это тяжело, надо посоветоваться с равом, как поступить.

Есть мацу нужно следующим образом: удобно сесть (мужчины – облокотившись на левую сторону, женщины –  как можно удобней для трапезы), затем взять мацу в рот, тщательно пережевать и проглотить. Важно помнить, что hалахическое время, данное для поедания мацы, начинается с момента первого проглатывания. Человеку в пожилом возрасте можно запивать мацу небольшим количеством воды. Время поедания мацы в каждой из заповедей по иерархии: изначально постараться проглотить хотя бы 1 ке-заит за один раз, но если тяжело, то постараться съесть необходимый объем за 2 минуты, и если тяжело, то за 4 минуты, главное – есть не прерываясь, даже если в темпе, каким едят обычно.

Важно начать Пасхальный седер не откладывая, сразу после вечерней молитвы, чтобы дети не заснули до заповеди есть мацу или по крайней мере до времени, чтобы успели услышать отрывок: «рабами мы были…».

Следует помнить, что заповедь рассказа Пасхальной Агады является заповедью Торы, и цель ее – поведать своим детям (в первую очередь именно детям, как сказано: «и расскажи сыну своему») о Выходе из Египта, а также другим присутствующим,  а если человек проводит седер один – то самому себе.

Поэтому мудрецы учат нас делать ряд изменений, отличающих Пасхальный Седер от другой праздничной трапезы, чтобы пробудить  у детей интерес  и желание спросить, что изменилось в эту  ночь.  К примеру – принято в начале Пасхального Седера раздавать детям орехи, чтобы те удивились и начали задавать вопросы.

Можно раздавать шоколад (немного)  и тому подобное в качестве призов за активное участие и ответы, что также поможет детям бодрствовать.

Необходимо съесть афикоман до полуночи (в этом году 00.43 ночи – в Иерусалиме). После того, как съели афикоман, перед благословением после еды можно продолжить рассказы, уже более подходящие для взрослых. После завершения Пасхального Седера можно пить воду, чай (по некоторым мнениям, даже с сахаром), кофе (по некоторым мнениям) но не есть  ничего, чтобы вкус мацы оставался во рту до утра.

Поскольку в этом, 5776 году от сотворения мира, первый день Песах выпадает на Шаббат, важно подготовить некоторые элементы пасхального Седера заранее.

В частности, важно заранее приготовить харосет (своего рода «кашицу» из толченых грецких орехов, натертых яблок, корицы, некоторые добавляют измельченные финики в память о строительной глине, которую месили в Египте).

Если в Лейль а-Седер, который выпадает на будни, в харосет добавляют немного красного вина (в память о крови, и, заодно, чтобы размягчить смесь для обмакивания марора в нее) уже на самом Седере, то в этом году важно добавить вино до Шаббата, чтобы не нарушить запрет замешивания.

Если же забыли добавить заранее, то можно добавить измененным образом: сначала вино, а на него харосет, и перемешать вдоль и поперек, вынимая ложку при изменении направления. Кроме того, есть мнение (рав Шломо Залман Оербах זצ”ל в книге הליכות שלמה, פסח פרק ט’ דבר הלכה אות יא), что желательно не смешивать светлое вино или сок с красным вином, с целью получить красный оттенок, несмотря на то, что принято как закон, что нет запрета окрашивания в пище, однако, когда добавляют вино именно для окрашивания, есть повод устрожить и сделать это заранее.

Также следует заранее приготовить соленую воду для обмакивания, но если забыли, то можно сделать ее в Шаббат в малых количествах (по консистенции и объему).

Кошерного и радостного Песаха нам и всему еврейскому народу!