Законы проверки хамца и кануна Песаха

для проверки хамца

В ночь на 14 Нисана (в этом году – вечером 21 апреля) евреи во всем мире выполняют заповедь “очистить от квасного свои владения” тем, что осуществляют проверку  дома на наличие квасного при свете свечи. Проверяют все места, куда в течение года могли занести квасное (на иврите – хамец).

Нужно постараться начать проверку хамца, не откладывая, сразу же после того, как хозяин дома помолится вечернюю молитву, чтобы не забыть сделать проверку или чтобы не сделать ее небрежно. Для проверки следует приготовить подходящие свечи (не слишком тонкие или короткие), и что-то, подобное перу, чтобы вытаскивать хамец из щелей и трещин. Если хозяину дома тяжело самому проверять все, то по закону можно разделить и дать часть проверять  женщинам и детям. Однако изначально лучше, чтобы проверял сам хозяин дома, поскольку тщательно проверять нелегко, и есть опасение, что они проявят недостаточную бдительность и не проверят как следует. В том же благословении, которое говорит хозяин дома, выходят и остальные, кто будет проверять. Сразу же после благословения все расходятся проверять в разных местах. Нельзя разговаривать между произнесением благословения и началом проверки. Если человек произнес что-то, имеющее отношение к  проверке, то постфактум он вышел в благословении, и ему не нужно повторять его. Однако во время самой проверки разрешается говорить о том, что необходимо для проверки. По мнению некоторых авторитетов, в местах, где есть трудность проверять со свечой, достаточно внимательно проверить на ощупь. Поэтому карманы одежды в шкафу можно проверить на ощупь.

Есть традиция перед проверкой спрятать 10 кусочков хамца (каждый размером меньше ке-зайт), чтобы не было сомнения: возможно, дом так хорошо подготовлен к Песаху, что в нем вообще нет хамца, а тогда получится (по некоторым мнениям), что благословение было сказано напрасно. Эти 10 кусочков желательно во что-нибудь завернуть – в фольгу или целлофановый пакетик, чтобы крошки не рассыпались по дому.  А также, важно заранее записать все места, где разложили эти кусочки, чтобы не забыть их местоположение. После проверки сразу нужно объявить об аннулировании всего квасного, которое не заметили. “Аннулирование” означает, что человек мысленно решает  и произносит вслух на хорошо понятном ему самому языке следующее:  “Всё непресное и квасное, находящееся в моем владении, не увиденное и не уничтоженное мною, и о котором я не знаю, да будет считаться упраздненным и бесхозным, подобно праху земному”. Тем самым, произносящий делает все квасное, ранее принадлежавшее ему,  ничейным.

Утром 14 нисана (в этом году – 22 апреля) следует постараться встать пораньше, чтобы успеть позавтракать с хлебом и накормить детей, поскольку крайнее время, до которого можно есть квасное – 9.54 утра (здесь и далее указанное время относится к Иерусалиму, в других местах и странах нужно узнавать у местных раввинов). В случае, если ребенок встал позже, и сам просит дать ему хлеб, а также когда есть иная необходимость, разрешается есть квасное до 10.26 утра.  Со времени запрета (по мнению некоторых авторитетов) есть квасное, по ашкеназской традиции также запрещается есть изделия из китнийот, но по необходимости можно есть до полудня (12.43).  Не позднее 11.32 утра нужно вновь объявить об аннулировании квасного и сжечь оставшийся хамец вплоть до состояния, когда хамец фактически превращается в угли. Важно, чтобы к этому моменту в наличии оставалось небольшое количество хамца, чтобы сжигание не занимало много времени.

В канун Песаха, если есть какая-то работа, не связанная с подготовкой к Йом-Тов, то ее можно делать только до полудня (12.38).

Важно, чтобы все члены семьи (и в особенности дети) успели хорошо отдохнуть (желательно поспать), чтобы пасхальную ночь быть в бодром состоянии. Поэтому настоятельно рекомендуется не оставлять всю готовку пищи на канун праздника, а приготовить все основные блюда заранее.

Важно не забыть заранее пожарить на открытом огне (не на сководке) кусок мяса (обычно выбирают куриное крыло) в память о пасхальной жертве. А также сделать харосет, сварить картошку (или другой овощ, у которого благословение “при адама”) для карпаса, приготовить соленую воду и сварить яйцо (по ашкеназкой традиции, вареное яйцо также запекают немного) в память о праздничной жертве “хагига”. Кроме того, нужно приготовить хасу (листовой салат), которую по ашкеназской традиции используют в качестве “марор”. Если приобрели хасу с кашрутом, контролирующим наличие насекомых, то достаточно подержать в мыльной воде в течение 3 минут и промыть струей воды, а затем обязательно просушить листья хасы в комнатной температуре,  чтобы листья не потеряли свежесть и упругость. Но если хасу приобрели без должного кашрута, то есть высокая вероятность наличия насекомых. В таком случае нужно использовать для “марора” либо корень хасы, либо натертый заранее хрен.