Песах – один из праздников, который значительно влияет на еврейскую жизнь. На протяжении нескольких недель до Песаха весь дом переворачивается с ног на голову… Каждая крошка хамца разыскивается, как страшнейший яд, каким, собственно, хамец и является для нас в течение Песаха.
Можно задаться вопросом: почему Тора обязала нас совершать такую масштабную, многонедельную подготовку?
Ведь, в конце концов, всего семь (заграницей – восемь) дней спустя – все будет позади, и хамец будет опять разрешен в пищу? Более того, не последнее место в этих приготовлениях занимает заповедь мацы, которая вообще актуальна, в основном, только в ночь Седера!
Ответ на этот вопрос, на самом деле, довольно прост. Мы можем найти его внутри пасхальной Агады. Хахам – “мудрый сын” – спрашивает: “Ма hаавода веhахуким… – Что означают все свидетельства, уставы и законы, которые заповедал вам Г-сподь, Б-г наш в связи с Песахом?”
Поскольку он спрашивает должным образом, и ответ ему необходимо дать соответствующий – “Обучи его всем законам и предписаниям Песаха; вплоть до законов конца Седера: что после пасхальной жертвы (в наши дни – после «афикомана») ничего более не едят.”
По какой причине мудрому сыну дают именно такой ответ, обучают именно этому закону о пасхальной жертве?
В Пасхальной Агаде рава Мойше Штернбуха приводится такое объяснение:
“В вопросе мудрого сына мы можем заметить и нашу общую проблему. Его вопрос означает: Почему существует столько разнообразных законов и заповедей в связи с Песахом и пасхальной жертвой? В конце концов, спустя каких-то несколько дней, все будет уже позади?
После пасхальной жертвы – в наше время после “афикомана” – больше ничего нельзя есть, чтобы вкус пасхальной жертвы оставался во рту и не был утерян.
В более широком смысле, это касается не только послевкусия пасхальной жертвы и мацы, но и всех впечатлений пасхальной ночи – они должны проникнуть так глубоко в нас, чтобы влиять на нас в течение всего года, до следующего Седера. В этом и заключается цель всех заповедей и обычаев пасхальной ночи, и всех многочисленных приготовлений к ним. То же самое можно сказать и о маце, и обо всем празднике Песах.
Все размышления, которые пробуждает в нас запрет квасного и заповедь о маце, все поучения, которые мы можем из них вынести, должны сопровождать нас в течение всего года, до следующего праздника. Маца, которую наши мудрецы называют “михле деавусе – хлебом здоровья”, должна поддерживать наше душевное и моральное здоровье на протяжении всего последующего года.