«И утомятся юноши и устанут, и молодые споткнутся. А надеющиеся на Г-спода обновят силу, поднимут крылья, как орлы, побегут и не устанут, пойдут и не утомятся»
Йешаяу (40:30-31)
Наступает новый месяц – Мархешван. Относительно названия этого месяца приводится в «Книге Нашего Наследия» следующее: «Название “Хешван” принесли с собой евреи, вернувшиеся из вавилонского плена. А “Мархешваном” его назвали потому, что он горек (мар), ибо не содержит ни одного радостного дня». Это объяснение мы находим и в других книгах. Однако нам необходимо понять, почему месяц Мархешван, в котором нет никаких праздников, следует сразу же после изобилующего праздниками месяца Тишрей.
Это можно объяснить, обратившись к книге Шир а-Ширим. Как известно, вся эта книга построена на аллегории, повествующей о любви между Творцом и еврейским народом. Говорит возлюбленная о самой себе (Шир а-Ширим, 5:2-4): «Я сплю, но бодрствует сердце мое. (Слышен) звук, возлюбленный мой стучится: «Отвори мне, сестра моя, подруга моя, голубка моя, чистая моя, ибо голова моя росою полна, кудри мои – каплями (росы) ночной».
Я скинула одеяние свое, как же одену я его?! Омыла ноги мои – как же замараю их?! Возлюбленный мой простер руку свою сквозь отверстие (в двери), и нутро мое взволновалось о нем». Виленский Гаон в своем комментарии на Шир а-Ширим пишет, что, когда евреи отдаляются от Г-спода («Я скинула одеяние свое» – намекает на отдаление от хороших качеств, а «омыла ноги мои» – на погружение в материальные вожделения), Всевышний показывает им особую близость, и она пробуждает в евреях желание приблизиться к Нему.
Продолжает возлюбленная (Шир а-Ширим, 5:5-6): «Встала я отворить возлюбленному моему… Отворила я другу моему…». Произошло то, чего Творец ожидал – еврейский народ пробудился, и открыл сердце для любви к Нему. Нам бы хотелось, чтобы Творец приблизился еще больше, но, как ни странно: «…друг мой ускользнул, скрылся. Души во мне не стало… Искала я его, но его не находила я, звала я его, но он мне не ответил». Почему же Творец «ускользает»?
Получить ответ на этот вопрос мы сможем, поняв, что такое истинная любовь.
На иврите любовь называется словом аhава, которое состоит из двух составляющих – первой буквы алеф – которая является корнем для всех букв (как пишет Виленский Гаон в комментарии на «Сефер Йецира»), и слова hав, которое в переводе с арамейского языка означает «давай».
Для того чтобы достичь настоящей любви, необходимы два компонента: понимание величия возлюбленного, что пробуждает желание приблизиться к нему, и необходимость самоотдачи для того, чтобы достичь этой близости. Когда возлюбленный «простёр руку свою сквозь скважину в двери», возлюбленная поняла его величие, и пробудилось в ней желание приблизиться к нему. Но для того, чтобы достичь истинной любви, этого недостаточно. Требуется самоотверженность в поисках возлюбленного. По этой причине возлюбленный ускользает, надеясь, что его любимая приложит силы, разыскивая его, что в конечном результате приведёт к гораздо большей любви и близости.
Месяц Тишрей можно уподобить времени, когда возлюбленный простирает свою руку сквозь отверстие в двери. В этот месяц, изобилующий праздниками, Творец показывает еврейскому народу свою большую любовь. Но для того, чтобы любовь была совершенной, необходимо, чтобы было время, когда еврейский народ сам выйдет на поиски близости к Творцу. И именно поэтому сразу же после месяца Тишрей следует Мархешван – чтобы мы сами вышли на поиски Творца, и, таким образом, любовь между Творцом и его народом будет совершенной.
Почти у каждого еврея бывают подобные ситуации – после определённого времени, в которое он чувствует особую близость Творца, наступает время, когда ему кажется, что Творец «пропал». Однако не нужно отчаиваться, важно понимать, что это время – необыкновенная возможность приобрести ещё большую близость к Г-споду.