Молитвы Дней трепета – это очень особенные молитвы, наполненные высоким накалом чувств, и требующие серьезного духовного напряжения. Именно поэтому, примерно с 9-10 века, в повторение кантором молитвы были вставлены пиюты – поэтические отрывки. Само слово “пиют” – одного корня с поэзией.
Эта поэзия – создана великими мудрецами, знатоками Торы, и полна всевозможными секретами, намеками, алллюзиями… Например, в одном из пиютов мы говорим “забери козла и его тестя”. Кто это? Кого мы просим убрать? На лашон а-кодеш козел называется “сеир”, то же слово, что и “волосатый”… Знающий Письменную Тору и Устное Предание, сразу понимает, что волосатый – это Эйсав, а его тесть – Ишмаэль (в Торе описывается, что Эйсав взял в жены дочь Ишмаэля). Таким образом, в этом пиюте мы просим убрать от нас власть Эйсава и Ишмаэля – христиан и мусульман. И эти пиюты наполнены такими завуалированными просьбами, кроме того, они часто намекают на слова устного предания, так что текст получает несколько пластов понимания.
Козел отпущения – о нем сказано “носе авонотам” – понесет их грехи, а устное предание разделяет слово “авонотам” – на два: авонот там, “грехи цельного”. Иш там, цельный – назван в Торе Яаков…
У-Нетане Токеф – молитва, предваряющая мусаф в Рош аШана и в Йом Кипур. По преданию, ее написал раби Амнон из Магенца, который был руководителем евреев одного из княжеств под властью Карла Великого. Положение евреев было в этот момент очень тяжелым, они были абсолютно бесправными: они должны были платить дань императору, не имевшему никакой реальной власти, и жить под властью местных князей, которым было невыгодно то, что им евреи ничего не платили… Раби Амнон был известен своей мудростью и часто давал советы князю, который его очень ценил. Поэтому князь решил сделать его своим советником… но для этого раби Амнон должен был принять христианство!
Понимая, что он не согласится, князь вызвал его незадолго до Рош аШана и поставил ему условие: он примет христианство и станет его советником, или – все евреи княжества должны будут немедленно его покинуть. Это была бы огромная трагедия, и раби Амнон попросил три дня “на раздумья”. Он не собирался принимать это предложение, но хотел выиграть время, чтобы связаться с каким-нибудь соседним правителем, и заручиться его согласием принять евреев… Однако, вернувшись домой, он ужаснулся: ведь попросив отсрочку, он фактически показал, что ему нужно обдумать такую возможность, что возможность крещения для него существует…
Раби Амнон был очень расстроен тем, что допустил хилуль аШем – осквернение Имени Б-га, и решил не приходить к князю спустя три дня… В то время, такое решение означало смертную казнь, и он решил принять ее, чтобы искупить свой грех. Когда его насильно привели к князю, тот, раздосадованный, спросил, как с ним теперь поступить? Раби Амнон ответил, что ему следует отрезать язык, сказавший такую нелепость – что он подумает. Нет, – ответил князь, – язык сказал все правильно! Отрезать следует ноги, которые не пришли, и руки, которые не приняли крест! И этот приговор был приведен в исполнение, часть за частью, и каждый раз его спрашивали, примет ли он крещение, и он отказывался…
Это было перед Рош аШана, и он попросил принести его в синагогу, и там сочинил и произнес молитву У Нетане Токеф, перед своей смертью. Эта молитва имеет очень большую силу,и в ней описывается величие Всевышнего и величие дня Суда, в который мы все проходим перед Всевышним, как бней маром, как овцы перед пастырем…
Есть три объяснения слов бней маром, и каждое из них указывает на один из аспектов возможной подготовки к Суду…