Законы Дня Искупления – Йом Кипура

законы Йом Кипура

Законы и обычаи кануна Йом Кипура

По древнему еврейскому обычаю, в канун Йом Кипура проводят обряд капарот. Смысл этого обычая основан на идеях Каббалы. Капарот делают с помощью птицы (петуха или курицы), рыбы или денег, которые вращают над головой, произнося тексты, приведенные в махзорах. То, над чем сделаны капарот, вернее, его денежный эквивалент, обязательно отдается неимущим, и этим мы “выкупаем” себя от смерти, как сказано: «Цдака тациль ми-мавет» – “пожертвование (цдака) спасает от смерти”.

В утренней молитве кануна Йом Кипура, в «Псукей Дэ-Зимра» пропускают «Мизмор Ле-Тода». Сефардский обычай читать «Авину Малкейну» в Шахарит и Минху, а ашкеназский обычай не читать «Авину Малкейну» в канун Йом Кипура. (Кроме тех лет, когда Йом Кипур приходится на субботу, тогда и ашкеназы читают «Авину Малкейну» в утренней молитве кануна Йом Кипура). Ни в «Слихот», ни в Шахарит, ни в Минху кануна Йом Кипура не говорят Таханун. Не читают «Ла-мнацеах мизмор ле-Давид».

 

Существует заповедь Торы есть и пить весь день девятого тишрей, а по некоторым мнениям, начиная с вечера девятого тишрей. В заповеди есть и пить накануне Йом Кипура обязаны как мужчины, так и женщины. (Кроме случаев, когда еда может повредить человеку).

Перед дневной молитвой Минха мужчины окунаются в микву. Принято также давать в этот момент цдаку. В Минху, в конце молитвы Шмоне Эсре (Амида), перед словами: «Элокай нецор лешонха ми-ра», говорят Видуй – исповедуются. Женщины также обязаны читать исповедь. Видуй читают стоя, не облокачиваясь, и в этот момент нужно иметь ввиду выполнить заповедь раскаяния и произнесения исповеди. Если хазан начал повторение молитвы в то время, когда некоторые еще читают видуй, им разрешено ответить две фразы на «Кдушу»: «Кадош» и «Барух», ответить «Амен», «Шмей Раба» и «Амен» после «Даамиран бе-Алма» в Кадише, «Амен» после завершения благословлений «Ата Кадош» и «Шомеа Тфила», а также произнести три слова «Модим Анахну Лах», когда община склоняется и читает «Модим де-Рабанан» (те, кто поступают согласно Виленскому Гаону, не говорят «Ийю ле-Рацон» перед чтением видуя и, соответственно, пока не завершат видуй, ни на что не прерываются).

Сеудат мафсекет

Праздничная трапеза накануне Йом Кипура, которая разделяет между временем, когда разрешено есть и пить и постом, называется сеудат мафсекет. Для этой трапезы празднично накрывают стол, и надевают нарядную одежду. Хлеб, на который говорится благословение hамоци, окунают в мед, как в Рош аШана. В сеудат мафсекет не едят тяжелые блюда, которые могут повредить, например, острое и соленое, также не принято есть рыбу и пить вино. Следует завершить разделительную трапезу за некоторое время до захода солнца, чтобы выполнить заповедь Торы прибавлять к святому (времени) от будничного. Поэтому тот, кто завершает трапезу задолго до захода солнца, должен заранее условиться (хотя бы мысленно, а лучше произнеся вслух), что после нее он хочет продолжать есть и пить.

Принимают на себя все законы Йом Кипура за некоторое время до захода солнца, прибавляя от будничного к святому, поэтому еще до захода солнца чистят зубы и меняют обувь на не кожаную, стол застилают белой скатертью в честь Йом Кипура, и зажигают свечи.

Принято, что глава семьи зажигает суточную свечу дома (кроме такой же, которую зажигают в синагоге). Зажигают также специальную свечу нер а-зикарон в память об усопших родителях (и других родных, можно зажигать одну свечу за всех женщин, и одну – за всех мужчин).

В канун Йом Кипура, перед уходом в синагогу на вечернюю молитву, благословляют детей специальным благословением.

Во многих общинах обычай надевать белые одежды. Женщины тоже одевают простые белые одежды, избегая чрезмерно роскошных нарядов, кроме того, не принято надевать золотые украшения. Те украшения, которые женщина носит практически постоянно (например, обручальное кольцо), можно не снимать в Йом Кипур. Женатые мужчины до захода солнца надевают талит гадоль и благословляют на него.

Те, кому разрешено есть в Йом Кипур, могут оставить еду на электрической плате, как в шаббат, чтобы она была горячей. Ашкеназы не оставляют еду на огне для того, чтобы она была горячей сразу после исхода поста,  а сефардам это не запрещено.

Запреты Йом Кипура

Пять специальных запретов Дня Искупления, это запрет: еды и питья, умащения, супружеской близости, мытья и ношения кожаной обуви. Кроме того, запрещены все те же действия, что и  в Шаббат, Йом Кипур имеет также название Шаббат Шаббатов. Никакие дополнительные ограничения не устанавливают, и не делают работы, даже разрешенные, без которых можно обойтись, так как это йом тов – праздничный день.

Запрещена обувь, даже часть которой сделана из кожи, и даже если кожа искусственная. Детей также приучают не носить кожаную обувь в Йом Кипур, и если ребенок сам обул кожаную обувь, указывают ему, чтобы он переобулся. Сама кожаная обувь является в Йом Кипур мукце (вещь, запрещенная для использования и переноса).

Запрещено мытье, даже минимальное. Утреннее омовение рук делают до места соединения пальцев и руки, также делают омовение рук после туалета, и если прикоснулись к чему-то нечистому. Утром после омовения – проводят влажными пальцами по лицу и глазам; для новобрачной в первый месяц после свадьбы существует исключение – она может умыть лицо, как обычно. Коэны перед благословением общины и тот, кто вынужден есть хлеб в Йом Кипур, делают полноценное омовение рук, как обычно. кроме того, нет запрета смывать с рук или тела грязь. Детей тоже приучат не мыться в Йом Кипур. Запрет “умащения” включает в себя накладывание крема, мазей, масел. Также не полощут рот ни с утра, ни в течение дня.

Детей с девяти лет начинают приучать к посту, разрешая им поститься “часы” – то есть, перенося еду на более позднее время, чем обычно. С возраста бар/бат мицвы заповедь поститься вступает в полную силу – для мальчика, с тринадцати лет, а для девочки с двенадцати. Обычно за год до бар/бат мицвы здоровым детям  разрешают поститься весь день, чтобы приучать их к посту. До наступления поста можно принять специальные средства, облегчающие пост. Хотя принимать пищу через зонд или капельницу не называется “едой”, здоровому человеку запрещено принимать пищу в пост таким способом.

Больной, которому необходимо есть

Законы, касающиеся больных, включают в себя множество деталей и тонкостей, поэтому в каждом отдельном случае необходимо спрашивать компетентного раввина, и ни в коем случае не “устрожать” самостоятельно и не запрещать по незнанию. Если есть вероятность возникновения опасности для жизни больного, даже если не сам пост – причина для ухудшения, но еда и питье могут поддержать и укрепить его, разрешено есть и пить. Больному, для жизни которого в данный момент нет опасности, но если он не будет есть или пить, такая опасность может возникнуть, разрешено есть и пить.

Общее правило таково: разрешено только то, что необходимо для спасения и сохранения жизни. То есть, если больному достаточно только пить, то запрещено есть, а если достаточно есть и нет необходимости пить, то пить запрещено.

Роженица в течение первых трех суток после родов считается опасно больной, и обязанной есть и пить. После трех суток, закон зависит от состояния каждой конкретной роженицы. Беременные, особенно с различными осложнениями беременности, должны спросить у раввина, как следует правильно поступить. Кормящая женщина, чей ребенок ест только грудное молоко, также обязана спросить раввина, разрешено ли ей поститься.

Тот, кому необходимо есть и пить, если его состояние это позволяет, может принимать пищу малыми порциями, и это предпочтительней. Для этого до начала Йом Кипура необходимо отмерить еду и расфасовать по тридцать грамм, а питье по сорок грамм. Такие порции принимают с интервалом, как минимум, в девять минут. При необходимости, этот интервал можно сократить до четырех или хотя бы двух минут. Еда и питье не соединяются в одну “порцию”, поэтому можно съесть тридцать грамм еды и без перерыва выпить сорок грамм питья. Еду желательно использовать более калорийную и насыщающую, чем большее количество малокалорийной еды. Тот, кому обязательно необходимо есть и пить в Йом Кипур, не должен оттягивать прием пищи малыми порциями, чтобы потом не пришлось принимать больший объем еды и питья, чем описанный выше.

Люди, которым запрещено поститься, не делают Кидуш перед едой. Те, кто ест малыми порциями через каждые девять минут, благословляют только на первую порцию. Благословение после еды не нужно произносить вообще. Если человек должен есть хлеб, он делает омовение рук, как обычно, и благословляет на лехем мишнэ (два хлеба, как в шаббат). В Биркат а-мазон говорят вставку на Йом Кипур в «Яале ве-Яво», а если Йом Кипур выпадает на Шаббат, говорят также вставку «Рецэ». (Если вставки забыли, не читают Биркат а-мазон заново).

После того, как миновала опасность, человек обязан начать поститься.

Йом Кипур: вечер

В синагоге (или дома, если молятся дома), говорят Тфила Зака – очищающую молитву, в которой мы раскаиваемся в различных прегрешениях, которые могли совершить. Из ковчега вынимают два свитка Торы. Хазан, а вся община следом за ним, читает «Аль Даат а-Маком» и «Коль Нидрей» трижды (тот, кто точно знает, что у него есть обет, не плагается на эту отмену, а должен сделать отдельное освобождение от обета, как перед Рош а-Шана). Хазан громко благословляет Шеhехияну, а остальные молящиеся благословляют тихо. Женщины говорят Шеhехияну во время зажигания свечей, и не благословляют повторно. Если Йом Кипур выпадает на Шаббат, читают «Мизмор Шир ле-Йом а-Шаббат», «Мизмор аШем Малах» и произносят Кадиш. После этого свитки Торы возвращают в ковчег и начинают вечернюю молитву Маарив. В чтении Шма в Маарив все громко произносят «Барух Шем Квод Малхуто Ле-Олам Ваэд», а не шепотом, как обычно. Молитвы Дня Искупления молятся по специальному молитвеннику – махзору.

В Йом Кипур нет трапезы, в которую можно было бы сделать Кидуш, поэтому заповедь Кидуш исполняют тем, что имеют в виду ее выполнение в молитве Амида, в разделе “Кдушат hайом” – во время упоминания Йом Кипура, а если Йом Кипур выпадает на субботу, то и во время упоминания шаббата. В конце Амиды читают Видуй. (В Йом Кипур, выпадающий на субботу, после Амиды произносят «Ва-Йехулу» и хазан читает краткое повторение – «Маген Авот», в котором он произносит «А-Мелех А-Кадош»).  После этого читают «Слихот», 24 псалом, Кадиш, «Алейну», 27 псалом, «Адон Олам». Есть обычай после этого читать первые четыре псалма Теилим, и необязательный обычай читать «Шир а-Йихуд» и «Шир а-Кавод».

Йом Кипур: утро

Молятся, как указано в махзорах, и после повторения хазаном молитвы Амида начинают чтение Торы. Когда открывают ковчег, все читают Тринадцать качеств милосердия и молитву «Рибоно Шель Олам». Вынимают два свитка. В первом свитке читают отрывок из главы Ахарей Мот (Ваикра, 16:1-34), где говорится о смерти сыновей Аарона (в этот момент есть особая заповедь сострадать смерти этих праведников). Во втором свитке читают фрагмент из главы Пинхас (Бемидбар, 29:7-11). В качестве афтары читают отрывок из книги пророка Йешаяу (57:14-58:14). Если в Йом Кипур должно состояться обрезание, его проводят после чтения Торы.

После чтения Торы Шахарита ашкеназим читают «Изкор» – молитву для возвышения душ усопших, ( сефарды ради усопших устраивают Ашкавот вечером, после молитвы «Коль Нидрей»). Во время Изкор в молитвенном зале остаются только те, у кого умерли отец или мать, остальные молящиеся выходят наружу до конца Изкор. Йом Кипур  называется также Йом а-кипурим – День «искуплений» – потому что в этот святой день Всевышний прощает прегрешения и живых, и усопших.

Молятся Мусаф. Во время повторения молитвы Мусаф хазаном, все кланяются во время чтения «Алейну», а также во время чтения о храмовом служении в Йом Кипур (Нужно заранее подготовить то, что подстелить на пол). Затем проводят Благословение коэнов, читают песнь дня, и не читают «Алейну» и главы о воскурениях.

Йом Кипур: день

Во время Минхи из ковчега вынимают один свиток Торы и устраивают общественное чтение, для которого вызывают трех представителей общины. Читается отрывок из главы Ахарей Мот (Ваикра, 18:1-30), а в афтару читают книгу пророка Йоны, к которой добавляют два стиха из книги пророка Михи (7:18-20). Во время повторения молитвы хазан читает благословение коэнов. (В Йом Кипур, выпавший на Шаббат, ашкеназы не читают в Минху «Цидкатха Цедек» и «Авину Малкейну», а сефарды читают).

Затем читают «Ашрей» и «У-Ва ле-Цийон» (сефарды читают эти две молитвы перед Минхой), и молятся пятую, завершающую, молитву Йом Кипура – Неила. Во время молитвы Неила во всех местах текста вместо «у-Ктов» – «И запиши», произносят «у-Хтом» – «и запечатай». В молитве Неила коэны благословляют общину. Вся община читает «Авину Малкейну» и далее в порядке, который приводится в махзорах. После выхода звезд трубят в шофар, и все желают друг другу «В будущем году в Иерусалиме».

Выход поста

В Маариве упоминают об отделении святого от будничного. В благословении в Амиде «Слах Лану» не бьют себя в грудь на словах «Ибо грешили мы». Принято делать Благословение луны.

Авдала – церемония отделения святого от будничного, включает благословение на вино, «на свечения пламени», для чего берут именно тот огонь, который горел весь Йом Кипур (или зажженый от такого огня после выхода Йом Кипура). Не благословляют на благовония, кроме тех лет, когда Йом Кипур выпадает на Шаббат. Женщина, которой тяжело ждать, пока муж вернется из синагоги, может сделать авдалу сразу после выхода звезд и начать есть и пить.

После авдалы накрывают праздничную трапезу, во время которой мы радуемся искуплению и прощению. Принято сразу же начинать заповедь строительства Сукки, если это не мешает соседям.

Между Йом Кипуром и Суккотом не постятся и до наступления месяца Хешван не читают Таханун.