В эти дни, дважды в день, утром и вечером (в утренней молитве Шахарит и в вечерней молитве Маарив), читают 27 псалом Давида «Господь — свет мой и спасение мое». Некоторые читают его днем, а не вечером.
Этот псалом читают с начала месяца Элула и до Шмини Ацерет. (Во многих сефардских общинах 27 псалом читают в будние дни на протяжении всего года).
В Биркат а-мазон (благословении после любой еды с хлебом), в некоторых общинах принято произносить вставку «Он, милосердный, обновит для нас…», как в Рош а-Шана.
В Шаббат Шува (шаббат, выпавший на Десять дней раскаяния) принято вызывать в качестве мафтира (человека, читающего послесловие к недельной главе Торы) известного своей праведностью члена общины.
Вставки в молитву Десяти дней раскаяния
В молитвах Дней трепета – Рош а-Шана, Йом Кипура и семи дней между ними (десяти дней раскаяния) – есть некоторые отличия от обычных молитв.
Порядок молитвы Амида (Шмоне Эсре) в эти дни остается прежним, но к ней добавляются четыре вставки: в первом благословении, «Маген Авраам», произносят вставку «Захрейну» («Запомни нас для жизни»), во втором благословении, «Тхият а-Метим» – «Ми Камохо» («Кто подобен Тебе»), в предпоследнем благословении добавляют вставку «у-Ктов» («И запиши»), а в последнем благословении, «Сим Шалом» или «Шалом Рав», – произносят вставку «бе-Сефер Хаим» («В книге…»).
Эти четыре вставки в молитве Амида установлены в эпоху Вавилонских гаонов (более тысячи лет назад), и если молящийся забыл произнести эти слова, ему не нужно возвращаться к ним или молиться заново.
В конце третьего благословения Амиды, «Ата Кадош» («Ты свят») говорится «а-Мелех а-Кадош» («Святой Царь»), а не «а-Кель а-Кадош» («Святой Г-сподь»), и забывший произнести эти слова должен начать молитву сначала.
Это изменение установлено Мужами Великого Собрания в начале периода второго Храма. Когда есть сомнение, сказал ли человек «а-Кель а-Кадош» или «а-Мелех а-Кадош», закон такой же, как в случае, если человек точно ошибся, так как обычно произносят то, к чему больше привыкли. Если человек сразу понял, что ошибся, но еще не успел начать новое благословение, он может сказать «а-Мелех а-Кадош» и продолжить молиться. («Сразу» – это не больше времени, чем время, за которое можно спокойно сказать три слова: «шалом алеха, раби». В случае, если вспомнил позже этого времени или после того, как начал новое благословение, – обязан начать молитву заново).
Одиннадцатое благословение Амиды будней, «а-Шива Шофтену» («Верни наших судей») заканчивают словами «а-Мелех а-Мишпат» («Царь Суда») вместо обычных «Мелех Оэв Цдака у-Мишпат» («Царь, любящий суд и справедливость»). У ашкеназим принято, что ошибившийся в этом месте не должен повторять благословение, так как и в обычном тексте содержится упоминание о Суде. А во многих сефардских общинах принято обязательно исправлять эту ошибку. (Если вспомнил «сразу», то исправляет сразу (даже ашкеназ). Для сефардов, если прошло больше времени, чем нужно, чтобы произнести три слова, либо уже начал следующее благословение, следует начать молиться с благословения «а-Шива Шофтену» заново. Если вспомнил уже после завершения молитвы, то должен молиться сначала). В субботу вечером, когда хазан делает краткое повторение Амиды, он и там произносит вместо «а-Кель а-Кадош», – «а-Мелех а-Кадош».
Во все дни, кроме субботы, в Шахарит и Минху в заключении «Таханун» читают полный текст молитвы «Авину Малкейну» («Отец наш, Царь наш»).
Ее читают перед открытым арон а-кодеш, за исключением молитвы Минха в пятницу и молитв в субботу (Шабат Шува) и в канун Йом-Кипур (так как «Авину Малкейну» не читают в те дни, когда не говорят «Таханун»).
Во всех Кадишах Рош а-Шана, Десяти дней раскаяния и Йом Кипура удваивают слово «лээла», а согласно другому обычаю, говорят «лээла у-лээла», а также произносят «ми-коль бирката» вместо «мин коль бирката».
В завершении молитвы и во всех Кадишах Дней Трепета вместо «шалом» произносят «а-шалом».
Некоторые молятся в эти дни со слезами, либо молятся вслух, либо проводят всю молитву согнувшись… Накал молитв Дней трепета, усилившись в Рош а-Шана, не уменьшается до Йом Кипура, когда достигает своей наивысшей точки.