Пустые сосуды

сосуды
Сегодня ворт будет по-настоящему хасидский. От адмор азакен (Бааль а-Тания, Альтер ребе) – раби Шнеура Залмана из Ляд.

Комментарий р. Шнеура-Залмана на книгу Мелахим (2, гл. 4:1-7) из книги «Короткие статьи» (стр 136). Это кусок книги Мелахим, повествующий об Элише, к которому обращается некая женщина, у которой из-за долгов могут забрать сыновей.

Одна женщина из жен сынов пророков с воплем говорила Элише: раб твой, мой муж, умер. А ты знаешь, что раб твой боялся Г-спода. А (теперь) пришел заимодавец взять обоих моих детей себе в рабы. И сказал ей Элиша: что мне сделать для тебя? Скажи мне, что есть у тебя в доме? И она сказала: нет у рабы твоей в доме ничего, кроме посудины с маслом (оливковым). И сказал он: пойди, попроси себе сосудов на стороне; сосудов порожних (набери) немало, у всех соседей твоих. И пойди, запри дверь за собою и за сыновьями своими, и наливай во все эти сосуды, а наполненный отставляй. И ушла она от него, и заперла дверь за собою и за сыновьями своими. Они подносили ей (сосуды), а она наливала. И было, когда наполнены были сосуды, она сказала сыну своему: подай мне еще сосуд. Но он сказал ей: нет больше сосудов. И перестало (литься) масло (оливковое). И пришла она, и рассказала (об этом) человеку Б-жию. И сказал он: иди, продай масло и уплати долг свой; а на то, что останется, будешь жить с сыновьями своими.

Адмор азакен пишет, что с точки зрения служения Всевышнему этот отрывок объясняется так: Женщина – это душа.

Она – «одна женщина», которая состоит в браке со своим мужем – Всевышним. Она названа «из жен сынов пророков», потому что ее ступень в Ган Эдене подобна ступени пророчества. Когда она одевается в тело, она отдаляется от супруга и поэтому кричит Всевышнему: «Эли-ша!», то есть «мой Б-г, спаси!» Говоря «муж мой умер» (иши мет), душа хочет сказать: «Мой огонь (эш) погас», то есть огонь ее святости потух.

Заимодавец (ноше), который хочет забрать ее детей – это дурное начало (иншей – забыть, арам.) – тот, кто заставляет нас забыть о святости. А дети души – это любовь и трепет перед Всевышним (качества человека называются его детьми). Дурное начало хочет забрать этих двоих детей, чтобы соблазнить их страстями и делами этого мира.

Элиша спрашивает эту женщину, что есть у нее в доме. Подразумевается, что Б-г хочет узнать, какие силы остались у души, которые она сберегла, и которые не подверглись влиянию дурного начала. Но она отвечает, что ничего не осталось. Только последняя посудина с маслом, чистый сосуд с маслом (шемен) – собственно душа (нешама), скрывающаяся в самой внутренней части сердца.

Элиша просит женщину пойти и собрать со всех соседей пустые сосуды, «немало». Имеется в виду, что душа должна пойти и заняться Торой и заповедями, которые называются «одеждами души», ведь в будущий мир душа (шемен) приходит в одежде (сосуд) из Торы и заповедей. Но эти сосуды (Тора и заповеди) пусты, поскольку исполнены без огня и воодушевления. И все равно сначала их нужно собрать. Всевышний все равно хочет, чтобы мы собирали эти сосуды, собрали как можно больше! Главная наша работа – прежде всего исполнять Его волю, изучая Тору и исполняя заповеди. Даже если эти сосуды пусты…

И поскольку любовь и трепет перед Всевышним еще не пробудились (не могут сами за себя постоять – еще дети), то важно закрыть дверь, чтобы они не ушли в клипот (силы нечистоты) этого мира.

Когда будут собраны много заповедей, накоплен большой запас Торы, тогда придет время заполнять эти сосуды – зажечь огонь любви и трепета. Остатками масла, то есть, собственно, силами души, можно наполнить эти сосуды светом.

После того как мы нашли этот свет, мы сможем вернуть долги, то есть вернуть любовь и трепет из тех нечистых мест, куда они могли попасть, вернуть их в чистый источник. А «то, что останется» – намек на избыток света, который останется после этих задач. Когда мы делаем тшуву, то поднимаемся на ступень баалей тшува, которая выше, чем ступень праведников. Это и есть «избыточный свет».

По статье р. Моше Шилата