Напрасные слезы

слезы евреев

Выходя из Вавилона, в память о нашем освобождении мы взяли с собой названия месяцев. Месяц Таммуз – не исключение.

Свое название месяц получил от вавилонского божества Таммуза, Домуза, который символизирует весну, плодородие, обновление. Но как раз в месяце Таммуз, с наступлением лета, этот божок “умирал”. И тогда «женщины (приходили) оплакивать Таммуз» (Йехезкель 8:14).

Служение этому божку заключалось в том, что его подогревали. Олово, из которого были сделаны его глаза, начинало течь, и казалось, что юный Таммуз оплакивает свою печальную судьбу и «просит подношение». Раши, комментируя название этого месяца, говорит, что слово Таммуз перекликается с арамейским названием печки, поскольку идола грели изнутри.

Служением божку занимались именно женщины, поскольку, когда Тамуз начинал плакать, они вспоминали свои беды и горести и тоже рыдали. Как это созвучно женской природе! Сесть посмотреть мелодраму, чтобы просто всласть порыдать! Прочитать душещипательный рассказ или целую книгу, чтобы наплакаться. На это работает целая индустрия, на самом деле…

С одной стороны, женщинам, действительно, становится легче, когда есть возможность сбросить с себя все накопившееся напряжение. Изредка от избытка чувств плачут даже мужчины…

Однако вспомним еще одну деталь. Знак (мазаль) месяца Таммуз – рак. Рак известен своей способностью пятиться назад, даже более того – это даже отражено в народном фольклоре именно о раках. Совмещая это с сутью месяца, получим: плач о прошлом. Плач Таммуза о своей рано увядшей молодости, о смерти в расцвете сил настраивал женщин также плакать о своих погибших мечтах, о проходящей молодости, о своих обидах.

Разница этого плача и плача «очищающего», облегающего душевное состояние, в том, что «плач Таммуза» ведет нас еще глубже в пучину грусти, ведет к замкнутому кругу сожалений, ведет к депрессии. Это не еврейский путь.

В прошлом месяц Таммуз был отмечен тем, что в это время мераглим, разведчики, ходили по земле Ханаанской, чтобы высмотреть, хороша она или плоха. И это привело к тому, что 9 Ава все евреи рыдали о своей участи. Они рыдали о своем прошлом, подернувшемся уже для них дымкой забвения, вспоминая, как оно было «прекрасно». Они рыдали о своем устроенном настоящем, которое должно было вот-вот кончиться. Они плакали в страхе перед будущим…

Они плакали напрасно. Это не были светлые слезы облегчения, напротив, это были слезы безысходности. У евреев не должно быть слез безысходности, потому что в любой ситуации рядом с нами всегда наш небесный Отец. Он не допустит, чтобы с нашей головы упал волос, если, конечно, мы позволим Ему оберегать нас (что включает в себя Его требование, чтобы наш стан был чист от того, что Ему неприятно).

Непросто было евреям целиком и полностью положиться на Него в пустыне – и вот, каждый год мы вновь постимся 9 Ава. Непросто нам в наши дни положиться на Него целиком – и Третий Храм все еще не построен. Более того, у нашего народа было достаточно поводов плакать в этот день не напрасно…

Есть много способов подсчитывать положительное в жизни. Вместо того, чтобы подводить отрицательный баланс, давайте подсчитаем, сколько хорошего сделал нам Всевышний. Как написано в Пасхальной Агаде: «Сколько благодеяний совершил нам Всевышний» И каждый раз стоит с благодарностью подумать: «…нам было бы достаточно».

Дай Б-г, чтобы нам посчастливилось в этом году плакать слезами чистой радости от переполняющих нас чувств, видя «работу коэнов», слыша «песнь левитов» в отстроенном Храме!