Мудрецы говорят, что при создании мира, то, что было создано ближе к Шаббату, более совершенно. С этой точки зрения получается, что мы, женщины, совершеннее мужчин. Это прекрасно, но что с этим делать? Почему бы мужчинам не признать наше превосходство?
Во-первых, возможно, так и было бы, если бы мы их не «подставили» в лице нашей праматери Хавы, которая, во-первых, пролила кровь первая в мире (она обрекла Адама на смерть) – и поэтому получила для исправления заповедь о ниде, во-вторых, испортила халу мира (Адама, ведь его «замесил» из земли Сам Всевышний) – и для исправления получила заповедь отделения халы, а в-третьих, потушила свечу мира (и это про Адама – «свеча Всевышнего – душа человека» (нишмат адам)), и теперь должна зажигать свечи. Это наши, женские, заповеди. Мы за них главные ответчики.
Но не только это. Наше наказание в том, что «с муками будем рождать детей», а также «к мужу твоему вожделение твое» и «он будет властвовать над тобой». Весело.
Рабанит Каневская (мир ей) говорила в свое время: «Почему мы так стараемся выйти из-под власти мужчин? Неужели не ясно, что это бесполезно? Ведь, несмотря на все обезболивающие, все эпидуральные анестезии, мы все еще не смогли избавиться от родовых мук (особенно если учесть, что имеется в виду не только физическая боль, но и волнения, душевная боль) – так как же мы думаем, что эмансипация и тому подобные глупости избавят нас от «он будет властвовать над тобой»»?
И вот, мы, такие совершенные создания, каждое утро благословляющие «шеасани кирцоно» – создавший меня по воле Своей, мы умудряемся делать такие глупости.
Первая наша ошибка – ставить себя на одну планку с мужчинами. Этого не нужно делать. Мы совсем разные, у нас разные задачи. Но вместо того, чтобы сосредоточиться на нашем собственном исправлении и по мере сил помогать исправлению второй половины человечества, мы ставим палки в колеса всему этому процессу. Мы хотим «в споре родить истину», вместо того, чтобы каждый спокойно занимался своей задачей. Конечно, чужие задания кажутся нам проще и понятнее. Почему мужчины только «в поте лица едят хлеб»? Почему не мучаются, не рожают? Мы тоже можем не хуже них добывать свой хлеб в поте лица! И самое интересное, что и добываем. Честь нам и хвала. Но для нас это не наказание. Мы это можем, для нас это не сложно именно потому, что это не наше испытание.
Мужчины считают работу чуть ли не своим вторым «я», проявить себя на работе – это важнейшая задача мужчины. Заслужить уважение, добиться результатов, все эти великие свершения и открытия… А для женщин всегда есть что-то, что будет вне работы. Редкие женщины настолько погружаются в работу, что она становится для них единственным светом в окошке. Особенно если сравнить мужчин и женщин, у которых есть семья. Поэтому потеть, вкладывая в работу, будут скорее мужчины, тогда как женщины, для которых это не наказание, будут работать для других целей: заработать денег на семью и свои увлечения, ради творческой составляющей, ради призвания.
А как же наши собственные «исправительные работы»? Например, вместо того, чтобы исправить наказание «к мужу твоему влечение твое», многие из нас нескромной одеждой пытаются создать обратное – видимое подтверждение «к жене влечение твое», причем речь не о собственной жене, где как раз никаких проблем – пожалуйста, когда вы вдвоем, одевайся, как хочешь. Почему женщины (конечно, я имею в виду только тех, кто не работает над своей скромностью, не религиозных) все время пытаются обратить свое наказание на мужчин? Это месть? «Пусть они поймут, каково это?» И ведь это тоже часть лозунгов эмансипации: «я буду одеваться, как хочу, пусть они сами подавляют свои грязные мысли»! Для мужчин эти мысли – не наказание. Для них это испытание, с которым они могут справиться, и область их духовной работы. Нам не следует сознательно вредить им.
Влечение, о котором говорится в наказании, это и, в некотором роде, привязанность и даже зависимость. Женщины, как правило, гораздо сильнее привязываются к мужчинам, чем наоборот. И мы ничего не можем с этим поделать. Поэтому изначально, до рабейну Гершома, мужчины могли жениться на нескольких женщинах и любить каждую, тогда как для женщин это совершенно невозможно по нашей природе. Зато мы можем использовать нашу привязанность и преданность так, чтобы оба – и муж, и жена, могли духовно расти.
Получается, что мы должны наступить на горло песне собственной свободы и начать отбывать и третье наказание – «он будет властвовать над тобой». Нужно правильно понять этот аспект. Прежде всего, мы говорим о семье, ведь Адам и Хава были только вдвоем. Именно в семье, между двумя, женщине нужно «работать над ошибками». Здесь не идет речь о рабском подчинении! Мы говорим о продуманной политике, то есть, сохраняя внутреннее сознание того, что мы независимы, сильны, мудры (это нужно для того, чтобы привязанность не стала зависимостью), сделать над собой усилие и отдать дань уважения своему избраннику. Настоящая власть строится не на страхе (ведь тогда, как только тиран устранен, его забивают ногами), а на уважении. Для исправления третьего пункта наказания, наложенного на нас Всевышним, от нас достаточно уважения. И все.
Правда, это совсем не страшно? И это совсем не унижает наше достоинство? Более того, чем выше поднимается тот, кого мы уважаем, тем выше поднимаемся и мы – так что и для нас важно помочь супругу в продвижении в избранном труде, будь то труд над Торой (где действительно сходит семь потов), или другое выбранное им поприще. Главная помощь – уважать его мнение, уважать его стремления. Ведь именно такая поддержка – надежный тыл – помогают ему развернуть полки и двигаться навстречу новым завоеваниям.
Кроме того, говоря о достижениях в Торе, мы видим, что Рахель, праведная жена раби Акивы, получает свою награду за совет мужу: «Иди учиться». Так и написано в трактате Недарим. И хотя она сама 24 года не видит никаких плодов своих вложений, но впоследствии получает почет и уважение как жена своего великого мужа… Если мы говорим о непреходящих ценностях будущего мира, то обрести их женщина может, посылая мужа и сыновей учить Тору.
Чем ближе к приходу Машиаха, тем больше мы видим женщин, которые выходят из-за спин мужей (не впереди них, но встают рядом) даже в Торе, все больше известных женщин-лекторов, преподающих исключительно в женской аудитории (!). И все же. Даже они ценят свой дом и свою семью выше деятельности вне дома. Хотите убедиться – спросите сами.
Дай Б-г нам понять наше истинное место в этом мире правильно. Дай Б-г нам удостоиться хорошей доли в мире Будущем!