«Ибо заповедь – свеча, а Тора – свет» (Мишлей 6:23).
Свет свечи связан с фитилем. В заповедях есть два аспекта: действие, и связанный с ним Б-жественный свет. Только зажигая пламя заповеди, человек удостаивается света Торы. Этот свет абстрактен и не был бы связан с человеком, если бы не выполнение заповедей (Нетивот Ашем, Маараль). Итак, заповеди – это средство получения света Торы.
Два аспекта заповеди: действие и связанный с ним Б-жественный свет.
Действие охватывает всего человека: и тело, и душу. Также и внутреннее ощущение пробуждается в сердце благодаря действию. И даже если это ощущение не появляется в сердце, то после многоразового повторения заповеди, человек устремляется за Б-жественным планом: его вера крепнет, пожелания становятся чище.
Это великое правило выполнения заповедей: «Знай, что поведение человека обусловлено его действиями. Его сердце и мысли всегда следуют за совершаемыми им действиями… Даже абсолютный негодяй в сердце своем… Если пробудит дух свой, и будет стараться постоянно заниматься Торой и заповедями, даже не во имя небес, сразу устремится к добру… И силой своих поступков умертвит злое начало» (Сефер а-Хинух, заповедь 16).
(из книги “Алей Шур”, р. Шломо Вольбе)