“Йемей бейн а-мецарим” (дни между теснинами) – называются три летние недели между постами 17 Тамуза и 9 Ава. Дни “бейн а-мецарим” – это самое трудное время в еврейском календаре. Состояние “бейн а-мецарим” (из пасука в свитке Эйха) – можно представить себе так: человек “зажат” между двумя стенами, ни в одну сторону не повернуться, ни в другую, – и если придут в этот момент его враги, то они настигнут его с легкостью. Поэтому именно в это время, если над человеком “висит” что-то негативное, то шанс, что это на него “упадет”, гораздо выше.
Мишна говорит, что в оба эти поста произошло по 5 “корневых” событий, из-за которых и установлены посты. Пост 17 Тамуза – какие события произошли? Первое – это потеря скрижалей, первых лухот, созданных самим Вс-вышним и разбитых Моше рабейну. Мы потеряли не просто скрижали, мы потеряли Тору первых скрижалей.
Что такое Тора первых скрижалей? Нам это очень трудно себе даже представить. Например, Тора первых скрижалей – не поддавалась забвению. То есть, если человек учил что-то из этой Торы, она оставалась в нем навечно, не забываясь никогда. При первых скрижалях не могло быть никаких вопросов про веру – потому что каждый, кто видел начертанное на скрижалях, тут же как-будто оказывался в той точке, когда Вс-вышний сказал данное речение – и воспринимал его с той же непосредственной ясностью, что и все евреи у горы Синай… нам очень трудно представить себе, как это все “работало”, это была Тора чудес. Например, сейчас, когда мы говорим молитву о парнасе (достатке), нам совершенно очевидно, что на нас не упадет с неба миллион – есть же законы природы!
Тора первых скрижалей не была связана с законами природы вообще – и это то, что должно было быть, и это то, что мы упустили…. Почему мы лишились ее? После греха золотого тельца, наказанием должно было бы стать уничтожение всего народа – и Моше рабейну посчитал, что единственное равноценное этому наказание – разбить скрижали и потерять Тору первых лухот, Тору Шавуота… Поэтому та Тора, которая есть у нас сейчас – это Тора Йом-Кипура, когда нам были выданы вторые лухот, сделанные не самим Вс-вышним, а руками Моше рабейну. Это Тора прощения.
Второе, что произошло – битуль а-тамид – прекращение постоянных жертвоприношений: первый раз Храм перестал функционировать как Храм, давать свою “энергетику”, влияние миру. Третье событие – это пробитие крепостных стен Иерусалима.
Еще одна вещь, которая также произошла впервые в истории – это сожжение сефер Тора, свитка Торы. До этого момента у окружающих народов Тора вызывала благоговение, существовало огромное уважение к Книге Торы, данной Творцом. Это было торжество греческой идеологии, материализма, которое нивелировало Тору, показало, что такую вещь – можно просто взять и сжечь… и хотя все, участвовавшие в сожжении, были потом страшно наказаны, сам факт уже свершился – начало было положено. Все последующие сожжения Торы, Талмуда, евреев – происходят из этого начала.
Пятое событие – установление идола в Храме.
История раби Акивы и его третьей жены, римлянки, сделавшей гиюр – а также другие интересные факты – в аудио.