Буква Далет
Пасук Далет: Дарша цемер у-пиштим, ве-таас бе-хафец капэа – Требует (а также понимает) шерсть и лен, и делает с сильным желанием (дела) ее рук.
То есть, во первых, Эшет Хаиль – понимает разницу между шерстью и льном. Что это значит? Если мы посмотрим на структуру шерсти и льна, то откроем удивительную вещь – шерсяная ткань состоит из сплошных дырок, и при этом – греет. Льняное полотно, наоборот, имеет очень плотную структуру – и совершенно не греет, он “холодный”.
Шерсть символизирует тепло, хесед, любовь. Лен – символизирует холод, границы, строгость. С одной стороны, обе эти вещи нужны в жизни. С другой стороны, если мы посмотрим, в жизни – это выглядит гораздо сложнее.Часто люди чрезмерно концентрируются на одном аспекте – например, женщина поняла про “шерсть” – и боится сделать ребенку любое замечание, чтоб не нанести ему эмоциональный вред… или наоборот, поняли про “границы”, и перегибают – в эту сторону.
Невозможно жить в мире, где есть только “шерсть”, или только “лен”. Но, – их нельзя смешивать! Нельзя одновременно очень строго и однозначно указать ребенку какую-то границу – так нельзя – и тут же улыбнуться, и сказать “ну, если очень хочешь… то можно, солнышко”. Ты не можешь тут же в шерсть – вплетать лен, и наоборот. В таком случае – получается шаатнез! И этим – нельзя пользоваться.
Эшет Хаиль – понимает, различает очень четко, между шерстью и льном, понимает, когда нужно одно, а когда – другое, умеет пользоваться каждым из них в нужное время. И она знает, что это два ее основных инструмента – в любой ситуации в жизни.
Шерсть – любовь, которая не мешает дышать, дает воздух, как шерстяная одежда – принимая форму того, на кого ее одевают – понимает потребности любимого.
Лен – форма – нечто неизменное, без “дырок”, границы, которые не должны иметь пробелов.
И оба эти инструмента очень важны – и каждый необходим вовремя.
Родитель, который не понимает, какое сейчас “время года” (время, в которое мы живем) – и пытается подогнать время года под свои представления – это неумение лидрош, различать между шерстью и льном. Понятие “нормальный” нужно соотносить со временем и местом, где мы находимся. Возможно, что в том месте, где 10 лет назад нужен был пиштан (лен) – теперь нужна шерсть, а там, где 10 лет назад нужна была шерсть – теперь нужен лен. И это вещь, отданная на мудрость мамы, она должна это понять.
Есть вещи, границы, которые необходимы, и это отдано на мудрость женщины – и проверка этого “таас бе-хефец капэа”, “делает с желанием ее рук”: если ты делаешь что-то необходимое, то делай – с желанием, с кайфом. Пример мамы, которая попросила дочь помыть посуду 🙂 (в аудио).
Всевышний сотворил человеческую психику таким образом, что она раскачивается (сама по себе!) – только до определенной границы. Это можно наблюдать и на примере поколений – это похоже на волны: самый изученный, классический пример – это пример сексуальной распущенности: поколения “раскачивались”, уходя все дальше в эту сторону, и вдруг – сработали некие внутренние границы морали – и сами молодые, в большинстве, начали отходить обратно, сами – устанавливать себе какие-то границы. Это уже очевидно исследователям в последние несколько лет.
Если человечество систематически переходит нижнюю границу, теряет “целем энош” – то, поскольку мы в мире нужны только в нашем человеческом качестве, происходит некая катастрофа.