Буква Пэй. Наш следующий пасук: “Пиа патха бе-хохма, ве-Торат хесед аль лешона” – “Открывает рот свой с мудростью, и Тора милости на ее языке”.
Мы с вами привыкли думать, что женщины только и делают, что говорят… Но царь Шломо, описывая Эшет Хаиль, доходит до слов о ее разговоре только ближе к концу… Мы прошли почти все буквы, до Пэй, пока она, наконец, открыла рот!
У эшет хаиль – множество разных сил, и она должна использовать все их. Речь, и ее правильное использование – в конце, после рта пойдет речь об общих вещах, о мировоззрении.
Есть известная Гмара, “десять мер разговора спустились в мир, девять из них – взяли себе женщины”. На самом деле, это только кусочек, и полностью звучит так: “Десять каналов мудрости спустились в мир, девять из них – у эрец Исраэль; десять каналов красоты спустились в мир, девять – у Иерусалима; десять каналов разговора спустились в мир, девять – у женщин”.
О чем нам говорит Гмара? Есть три главных инструмента, через которые Всевышний изначально соединил наш мир – и высшие миры. Первый из них – хохма, мудрость, и каким-то образом она связана с эрец Исраэль (не будем сейчас глубоко уходить в эту тему). Второй из инструментов – йофи, и это гармония (по-настоящему красиво то, в чем есть гармония). То есть, когда мы пользуемся мудростью или достигаем (в чем-либо!) гармонии, равновесия – мы соединяем миры…
Третий инструмент – дибур – разговор. Девять десятых этого таланта, этой возможности работать с мирами, менять миры – через разговор – у женщин.
Сейчас мы поговорим про это более конкретно, последнее небольшое вступление:
Помните историю про душу перед ее спуском в наш мир? Перед самым ее выходом в мир, ангел берет с души две клятвы и “заставляет ее все это забыть”. Как именно? Ударяя по губам. Казалось бы, если хочешь, чтобы забыл, разве нужно бить по губам? Какая связь между ртом – и забыванием?
Вот что пишет об этом Маараль: