В прошлый раз мы рассмотрели один комментарий на пасук Мем:
«Марвадим аста ла, шеш ве-аргаман левуша» — Покрывала (для украшения дома) сделала себе; шелк и парча — ее одежда.
Основная мысль, которую мы рассмотрели – женщине должно быть хорошо с ее домом, она должна быть в ладу и в гармонии и с самой собой, и с тем, что ее окружает – и в этом состоит ее работа.
Эта мысль на самом деле очень всеохватывающая. Дом, в котором хорошо маме – и детям никогда не захочется из него уйти в какие-то неподходящие места…
Что такое аргаман? Это особая парча, пурпурная, того цвета, который носят цари. Еврейская женщина носит ту же одежду, что и цари (женщины даже получали в приданное два вида одежды – один из царской парчи – праздничный-шаббатний, и один – белый наряд, для праздников, так как цари носили белое в праздники Восхождения и Рош а-шана), – чтобы подчеркнуть то, что она – царица.
Сегодня рассмотрим другие комментарии, которые задают более глубокий вопрос к этому стиху. Если мы задумаемся над тем, как Всевышний устроил наш мир, мы увидим потрясающую вещь – мир не создан, например, бесцветным, или черно-белым, еда – лишенной вкуса, а люди – одинаковыми, как под копирку. Все, что нас окружает – наполнено разнообразием и красотой, тем, что нас радует.
Женщина должна получать удовольствие от самой себя, от того, во что она “одета”, как она выглядит, и что вокруг нее…
Зачем Всевышний создал наш мир именно таким? Для того, чтобы нам было максимально легче выполнять свою задачу. А в чем заключается задача человека? Наша главная работа – леодот лаШем – признавать Всевышнего в этом мире и говорить Ему спасибо.
Всевышний хочет, чтобы в нашей жизни было побольше вещей, за которые нам будет легче сказать “спасибо”!
Как это совмещается с тем, что есть такой путь в Торе – нежелание получать удовольствие от этого мира? Идея в том, что все, что написано про разных великих, что они не хотели получать удовольствие от этого мира – это всегда речь о людях, которые просто находились настолько на другом уровне, что удовольствия физического мира – были им уже просто действительно неинтересны. (Это можно сравнить с мамой, которой совсем неинтересно копаться в песочнице, хотя ее ребенок получает там огромное удовольствие).
Есть очень интересная мишна в Пиркей Авот, которую мы еще не разбирали, и которая говорит так: “Это дорога Торы – хлеб с солью ешь, и воду в меру пей…” Есть два разных объяснения этой мишны:
Одно из них – если ты хочешь себя освободить для духовной жизни – не прививай себе привычку к жизни “на широкую ногу”. Предположим, человек привык к определенному уровню жизни, а затем в жизни что-то произошло – и он оказался в стесненных обстоятельствах, вынужден довольствоваться гораздо меньшим… он будет очень страдать! Если он не обращал большого внимания на материальность, если он приучил себя, что ему и хлеб с солью – было вкусно, то и такие изменения в жизни ему не будут в тягость. И это то, что ему советует мишна: освободи себя для духовного, чтобы было вкусно и без “пироженок”…
Другое объяснение этой же мишны – “это дорога Торы” – когда ты идешь по дороге Торы – по ней можно идти по разному…
Можно и в огромной вилле, можно и в маленькой квартире, можно и хлеб с солью, можно и на “пироженках”… Но если ты при этом идешь по дороге Торы, главное – не обмануть самого себя. Если эта дорога тебе нужна, чтобы идти в верном направлении – то она для тебя и есть дорога Торы.
Вообще, женщины, в отличие от мужчин, больше нуждаются в том, чтобы их “путь Торы” был красивым и приятным… Женщине важна эстетика, она более эмоциональна – и ей также легче выполнить задачу “признавать и благодарить Творца”, если она чувствует себя счастливой – и для этого Всевышний и создал все таанугим (удовольствия) этого мира.
То есть, “марвадим аста ла, шеш веаргаман левуша” означает, что женщина должна использовать все удовольствия – для своей связи со Всевышним, чтобы ей было легче служить Творцу, благодарить Его от всей души.
А кто в ответе за то, чтобы женщина получала удовольствие от жизни? “Аста ла” – она сама в ответе! Она не ждет, что кто-то придет, купит, подарит, даст… Она сама делает себе, чтобы ей было хорошо, и это действительно дело, этим нужно заниматься…
Почему одежда женщины, описанная в нашем стихе, именно шеш (шелк) и аргаман (парча, царственная ткань)? Такой должна быть сама женщина:
Снаружи – аргаман, царственность, достоинство. Внутри – шелк, – мягкость, любовь.
Продолжение – подробнее о границах и о том, как правильно сочетать в себе шелк и аргаман – в аудио