Эшет Хаиль – 12: Красота в равновесии

эшет хаиль

Мы остановились в прошлый раз на буквах Йуд и Ламед. Сегодняшний пасук – Мем:

“Марвадим асита ла, шеш ве-аргаман левуша” – Салфетки (для украшения дома) сделала себе; шелк и парча – ее одежда.

То есть, Эшет хаиль очень ценит красоту. И она понимает, что ее главная задача – привнесение красоты в то, что находится непосредственно вокруг нее. Ей важно, как выглядит ее дом, и важно, как выглядит она. И она занимается “украшением” дома и себя.

Дом – это портрет женщины изнутри…

Эшет хаиль – любит свой дом, любит по принципу “я люблю то, во что вкладываю”. Она украшает свой дом именно тем, что ей нравится, она сделала украшения сама.

“Шелк и парча ее одежда” – это самые дорогие ткани. Это женщина, которая вкладывает в то, как она выглядит, потому что понимает, что это аспект уважения.

Что же такое красота?

Как мы можем определить красоту? Красота – не субъективное понятие… Есть совершенно четкие параметры того, что действительно красиво. Также, как в музыке, и вообще в искусстве, в конечном итоге есть понятие красоты. Современное искусство, наоборот, много работает с некрасотой, с раздражителями.

Определение, которое было высказано – красота это гармония. Интересно, что подобное определение красоты мы встречаем в Талмуде, наши мудрецы говорят: “красота это равновесие”.

И еще одна важная вещь, нельзя делить красоту на внешнюю и внутреннюю… В Торе мы часто встречаем определение (например, при описании наших праматерей) “яфат маръэ ве-яфат тоар”. Что имеется в виду? Может быть женщина с очень красивыми чертами, гармоничными, правильными – это яфат тоар. Но если она при этом редкая стерва, и это проступает сквозь все ее черты, то смотреть на нее будет неприятно. И наоборот, может быть женщина такая светлая, такая милая, что на нее смотреть – одно удовольствие – яфат маръэ. Но при этом у нее могут быть неправильные черты, негармоничная фигура… Наши праматери описываются, как сочетающие в себе внешнюю красоту и внутреннюю: у них была

Настоящая красота – равновесие между красотой внешней и внутренней.

Что новое нам добавляет пасук Эшет хаиль? Что женщина должна привести в равновесие не только красоту внешнюю и красоту души, но и красоту дома, того, что ее окружает.

Тора говорит о 4 самых красивых женщинах – и они соответствует четырем типам красоты: Сара, Рахав, Авигаиль и Эстер.

Сара – это красота совершенно асексуальная, чистая, детская, как прекрасная статуэтка.

Рахав – противоположность Сары, красота сексуальная, чувственная. О ней сказано, что мужчины попадали под влияние ее красоты на расстоянии алпаим ама – километра! И реакция мужчин на нее была просто обморочная.

Эстер – красота материнская. Сказано, что она вызывала у каждого чувство, что она – в точности как его мама! И кстати, в плане замужества такой тип красоты – самый выгодный. На такой женщине хотят жениться все и всегда, независимо ни от возраста, ни от внешности…

Авигаиль – красота гениальности… то есть, она гениально использовала все, что у нее было. Она умела в нужный момент – показать свою физическую красоту, в нужный момент – показать свой ум… умела на 100% использовать все качества, которыми ее наделил Всевышний.

Чему мы можем научиться у Авигаиль, жены Наваля (чье имя означает буквально “падаль, подлец”),

а также значения букв Мем и Йуд в аудио