Наш сегодняшний посук: Ло тиръа лебейта мишолэг, ки коль бейта лавуш шаним – “Не боится для своего дома снега, потому что все ее домашние одеты в красное”.
В древности существовало не так много цветов для одежды, традиционно для летней одежды использовали белую ткань, а для зимней – красную. И мудрецы объясняют это так: красный – чувствуется теплым, то есть, если одеты в красное, то они реально чувствуют себя теплее.
Виленский гаон (Агра) говорит, почему ее домашние не боятся снега? Потому что есть два вида Геинома – огненный (Геином шель эш) и снежный (Геином шель шелег).
Прежде всего, разберемся, откуда взялось слово “геином”, и что оно означает. Изначально само слово геином происходит от палестинского названия определенного географического места (в Иерусалиме), где в древности служили Молеху. Культ Молеха состоял в том, что идолу приносили в жертву, сжигали – собственных первенцев. Идея этого культа – в полном отказе от своей личности ради своей веры.
В чем принципиальная разница между этим идолопоклонством и Акедат Ицхак (приношением Ицхака) – в аудио.
Вера, которая требует от человека стереть себя – это авода зара. Если вера требует от человека поступков, в которых он уничтожает себя – нужно подозревать в ней самую страшную авода зара (идолопоклонство).
После изгнания кнаанских народов, это место использовалось как городская свалка, и мусор там постоянно сжигался. Поэтому пророки, желая объяснить ощущения души, попадающей в “геином” после смерти, использовали это название для сравнения, понятного всем в их время:
Каждый грех, каждая пропущенная мицва – создает как-бы тонкую пленочку, отделяющую человека от Творца. И геином – это процесс сжигания этих пленочек, и это необходимо душе, чтобы максимально приблизиться к Творцу.
Идея того, что Геином – находится в этом мире, это очень базисная идея иудаизма. И есть разница между геином огня и геином снега – и суть в том, что этот геином человек устраивает себе здесь, в нашем мире. Геином огня – это каас, гнев. Геином снега – это человеческий холод, когда человек не чувствует по-настоящему, ему все “все равно”.
Большая часть людей сегодня живет в геином шель шелег – геиноме снега.
Такую жизнь без чувств и эмоций (то есть, человек как-бы играет правильные реакции, эмоции, но на самом деле их не чувствует) Виленский гаон называет “геином шель шелег”. Это человек, от которого нельзя получить искреннего тепла.
Что происходит в Будущем мире? Рав Швадрон говорил так: если человек едет в Японию, и хочет получить, хоть немного, удовольствие от поездки, он должен выучить (хоть немного!) японский. Если жених и невеста говорят на разных языках, и ни один из них за время до свадьбы не выучил язык другого – сколько они смогут быть счастливы вместе?
Это то, что ждет нас в Будущем мире – там ничего не меняется, наш мир – это мир действия, олам а-маасе, и то, что мы делаем здесь – создаем свою вечность. Мы здесь творим свою бесконечность там. Но там – мир духовный, и нам нужно еще здесь начать “учить иностранный язык” – язык Будущего мира. Тот, кто научился здесь – получать удовольствие от духовного – там будет бесконечное продолжение и идеализация этого удовольствия. Человек, который здесь умел получать удовольствие от духовных вещей – там у него огромный хелек. А если здесь умел получать удовольствие только от физических вещей – там ему будет трудно, душа будет страдать от их отсутствия.
Эшет хаиль говорит такую вещь: геином шель шелег – лежит в сфере ответственности женщины.
Женщина может не бояться геином шель шелег ни для себя, ни для своей семьи – если она обеспечила своих близких теплом и любовью. И это и есть работа женщины – она – согревающая свой дом.