Наверняка все из нас что-то знают про Шавуот…
Когда мы получаем в Торе заповедь считать семь недель до Шавуота, не написано, к чему мы идем. Пишет рав Пинкус, что невозможно и не имеет смысла говорить человеку то, что он не в состоянии представить и понять.
Точно так же, как очень маленькому ребенку бесполезно говорить “кушай хорошо, тогда ты вырастешь и станешь… уважаемым профессором физики”. Он не в состоянии себе это представить! Или человек, родившийся и живущий в темной пещере – как он может понять, что такое дневной свет?
Так же и мы, после выхода из Египта, были не в состоянии понять, осознать и оценить такой подарок, как получение Торы. Поэтому эти семь недель до ее получения, как известно, делятся на разные этапы – ступени. С одной стороны, это известное деление на сфирот, но мы сейчас его обсуждать не будем. Есть еще одно деление:
Эти семь недель рав Пинкус сравнивает с этапами роста еврейского народа, параллельными этапам развития человека.
На первом этапе для новорожденного существует только потребность… есть, и весь остальной мир, кроме него самого и его ощущений, не очень ему интересен, не очень для него реален.
Это – первая неделя сфират аОмер
– еврейский народ только родился, и ему доступны только простые, базисные вещи. Самый простой продукт – это маца. У нее только две составляющих. Эта неделя называется Хохма – первичное, базисное получение информации.
Второй этап называется Бина
– от слова биньян, строение. Это уже возможность нахождения причинно-следственных связей. У ребенка есть образ мамы, понимание каких-то механизмов, которые действуют…
Следующий этап – Даат;
Это ступень более продвинутого сознания. Кроме ребенка, мамы и его потребностей – есть еще и мир вокруг него. Есть взаимоотношения, возможность давать и получать взамен.
Четвертый этап – Хесед.
Возникает понимание, что в мире есть Всевышний, и что мир существует благодаря тому, что люди делают хесед. На этой ступени мы понимаем, что лучше давать, чем только брать, и давать – это основное качество Всевышнего.
Следующий этап, пятая неделя – это Гвура.
Это сила и ограничение. Зачем нужна Гвура после Хеседа? Потому что хесед без ограничений – это вред. Это также одно из свойств Всевышнего, и к сожалению, иногда мы останавливаемся на уровне хесед, а до гвуры – не доходим…