Мы, евреи, не празднуем “историю”. В чем же смысл празднования Матан Тора, Дарования Торы? Смысл в том, что каждый год, каждый человек, на том уровне, на котором он находится – получил заново Тору.
Интересно, что Песах – праздник с огромным количеством “тела” и формальных рамок… Мы приходим к Шавуоту – и не находим ни-ка-ких формальных рамок!
В Песах – мы создаем тело; в семь недель Сфират аОмер – работаем над качествами; и в Шавуот – работаем над душой. Сколько Торы сможет туда поместиться? Это индивидуально, этому невозможно установить рамки!
Есть одна замечательная история. Жила-была женщина. Очень образованная, из очень хорошей семьи, вообще не еврейка, семья ее имела высокое положение в обществе… и вот, из одной из республик ее огромной страны приехала в ее столичный город – скажем, в Москву, – еврейская семья. Семья богатая, уважаемая, очень традиционная… Ну, светские тусовки там одни и те же – и эта женщина (и ее сестра) познакомились с мужчинами из этой семьи, и решили выйти за них замуж. Все они к этому моменту были уже зрелыми, сложившимися людьми, стояли на ногах… И, поскольку семья мужей традиционная – решили сделать “формальный” гиюр.
И вот, в течение десяти лет они очень хорошо жили со своими мужьями… надо только упомянуть, что все это происходило во время кризиса.
Это все происходило, как стандартная модель кризисного времени – мужья пытались спасти свой бизнес, состояние, но все утекало сквозь пальцы… затем, от переживаний и напряжения, их мужья, еще совсем молодые, умирают. И, хотя они в начале были очень богатыми (практически олигархами) – к моменту смерти мужей эти женщины остались практически ни с чем. И эти две женщины, которые прошли такой нелегкий период вместе с мужьями, поддерживали их, были рядом – остаются вдовами.
Их свекровь, в понятном эмоциональном и психологическом состоянии, у которой не осталось ничего, кроме родни в далекой республике, решает вернуться туда…
Рут к этому моменту было 40 лет, Орпе – 41.
…история совершенно стандартная, житейская, если не наша с вами, то наших знакомых… В ней нет ни слова, которое было бы не про нашу жизнь.
Почему же мы именно эту историю читаем на Шавуот? Почему именно история Рут, женщины, не еврейки, просто вышедшей замуж, сделавшей (ради мужа) сомнительный гиюр…