Шавуот – Встреча Рут и Боаза и наше мышление

встреча Рут и Боаза
Мы продолжаем историю Рут, и сегодня поговорим про встречу Рут и Боаза.

Рут говорит Наоми: я пойду на поле и буду собирать лекет.

В еврейском законе есть три варианта “подарков” для бедных: лекет, шихеха и пэа.

Пэа – это специально оставленный с края кусок поля; Шихеха – это забытый на поле сноп. И лекет – это самый тяжелый вид “подарков”, их нужно собирать следом за теми, кто собирает колоски за жнецами. Можно поднять только те, которые они забыли, причем количеством до 2-х.

Представьте себе: лето, жара, поле без мазгана! Ползать за жнецами, рассматривать, один там колосок, два или три?

Понятно, что любой психически здоровый бедняк предпочтет “шихеха” – уже готовый сноп. В крайнем случае – “пэа”: урожай, который уже был выращен, “специально для тебя”, можно прийти и сжать себе, сколько нужно. И поэтому все подобные участки, конечно, были заранее “поделены” между бедными.

Рут с самого начала выбирает третий, самый тяжелый, вариант. Она не хочет входить ни в какую конкуренцию, и согласна ради этого на тяжелую работу…

Интересно, что такой вариант, как обратиться за помощью к богатым родственникам Наоми, не рассматривается ни Рут, ни самой Наоми. Даже во времена Рамхаля, а это было несколько сотен лет тому назад, а не тысяч – было совершенно очевидно, что получить не заработанное – это “есть хлеб стыда”, и это самое худшее, что может быть…

Точно также, с точки зрения алахи, лучше дать не цдаку, а hалваа – “одолжить”.

Сефер а-Хинух объясняет, что, насколько возможно, нельзя говорить человеку “тебе нужна цдака” – если он будет верить, что ему дают в долг – а значит, что он способен встать – то он сможет встать и выбраться из своего трудного положения… в противном случае – он не выберется никогда.

Как была открыта “позитивная психология”? Один ученый работал в Окфорде. А прямо рядом с ними есть рабочее местечко, где живут бедные, малообразованные люди, из поколения в поколение. И он реализовал следующую идею: около 50 детей из этого района получили особую социальную помощь – с 10 лет на протяжении 10 лет им помогали с учебой, их предупредили, что при желании получать высшее образование – тебе положена еще помощь…

Затем, через 40 лет, их сравнили с другими детьми из этого района. Сравнивали по трем показателям: пьянство-наркомания, образование и наличие работы. И выяснилось, что у детей из этой группы все показатели были на 56-57% хуже, чем у обычных детей из этого района! Почему это произошло? На протяжении десяти лет они получали установку “тебе нужна помощь; ты не справишься сам” – то есть, фактически, они получали цдаку!

Мозг человека устроен так, что если ему говорят “все плохо, надо исправлять” – он верит в “плохо”; если говорить “тебе без помощи не справиться” – он не сможет сам подняться. Как и написано в Сефер а-Хинух…

Если же сказать: “все хорошо, надо это укреплять” – он будет верить в “хорошо”. Это и есть позитивное мышление. И за это даже отвечает другая часть мозга!

С другой стороны, довести себя до тяжелого состояния, когда тебе нужна была помощь, а ты ею не воспользовался – тоже не мудро… Но изначально, человек должен стараться справиться с ситуацией.

Продолжим. Рут приходит на поле… “случайно” это оказывается поле Боаза. Затем, так же “случайно” Боаз (глава колена, пророк, судья, т. е. практически глава государства) приходит на это же самое поле! Разберемся в том, как описаны эти “случайности”:

Продолжение – как зарождался еврейский обычай, можно ли произносить Имя Всевышнего в повседневной речи, пророческие оговорки, еда и насыщение и многое другое
– в аудио