Чем провинилась заповедь скромности? 15-минутный урок
Мы приближаемся к самому траурному дню еврейского года, к 9 ава, к дню разрушения Храма. В это время года много говорят о причинах, приведших к разрушению. Те же причины препятствуют и восстановлению.
И среди этих причин перечисляется гилуй арайот, то есть по-русски разврат. А к гилуй арайот, в свою очередь, относится отсутствие скромности в одежде и поведении.
Пророк Йешаяу (глава 3) описывает недостойное поведение еврейских женщин, приведшее к разрушению Храма. Вызывающая одежда и поведение, злоупотребление косметикой и парфюмерией. Каждая может самостоятельно обратиться к тексту, предпочтительно с комментариями, и прочитать. После всех этих вещей пророк начинает перечислять наказания, мера за меру, которые за это постигают.
У еврейского народа было множество пророков, но лишь определенные пророчества были записаны. Почему? Потому что они были нужны и последующим поколениям, нам с вами. Таким образом, пророчество Йешаяу – это не просто историческое описание случившегося, но и обращение к нам, предсказание будущего суда в конце времен.
Если мы видим из источников, что нарушение законов и нескромное поведение приводят к столь разрушительным последствиям, то не пора ли нам задуматься, знаем ли мы сами, что есть закон, что есть скромное и что есть нескромное поведение?
Иногда кажется, что в определенных областях мы блуждаем в темноте. Если не ошибаюсь, Рамхаль говорит, что есть два вида темноты. Есть полная темнота, в которой ничего не видно, человек передвигается наощупь и падает в ямы и т.п. А есть не совсем полная темнота, в которой человек что-то смутно видит, но ошибается, видит одно, но принимает это за нечто другое (видит столб, но думает, что это человек, например). Первый вид темноты опасен, но второй еще хуже. Полное незнание опасно, но ошибочное знание может быть еще хуже, поскольку дурное начало может представить нам грех заповедью и наоборот.
Как это относится к нашей теме, к скромности? Иногда в каких-то вопросах мы пребываем в кромешной тьме.
Действительно, откуда нам было знать? Если нас этому не учили, если мы сами это не учили, то знания никак не могли нам просто спуститься в голову свыше. Если я не знаю, можно ли вернуть в шаббат кастрюлю на горячую плиту, то лучше мне не дожидаться, пока на меня снизойдет озарение, а быстренько, не дожидаясь следующего шаббата, спросить раввина или заглянуть в книги.
Если же я прихожу в магазин и вижу десятки видов колготок разной толщины и всех цветов радуги, то без знания конкретных требований, предъявляемых к колготкам, я могу медитировать там до самого закрытия и не прийти ни к какому выводу. Это в лучшем случае. В худшем случае я могу прийти к неправильному выводу и купить что-то неподобающее.
Это что касается полного незнания, полной тьмы и опасного блуждания между ямами и камнями. Есть еще, как мы сказали, такая темнота, в которой можно ошибиться, принять столб за человека, но вместо дружеского рукопожатия получить удар в лоб.
Можно подумать, что что-то является не просто разрешенным поведением, но даже в некотором роде заповедью, хотя на самом деле, если бы мы заглянули в книги или спросили бы авторитетного раввина, мы бы обнаружили, что это строгий запрет.
И в первым, и со вторым видом темноты способ борьбы один – использовать свет Торы. Если мы не учим, мы не знаем. Если не знаем, не исполняем. Ну а если не исполняем, сами понимаете…
Есть дополнительный «бонус» для женщин, изучающих законы цниута.
А именно – награда за изучение. Мы освобождены от обязанности учить Тору, но обязаны учить законы, которые нас непосредственно касаются и с которыми мы имеем дело, как то шаббат, кашрут и т.п. Что может касаться женщины больше, чем законы женской одежды и поведения? Это же про нас. Так что мы обязаны их знать. Возможно, этим объясняется тот прискорбный факт, что это так нам тяжело дается. В тех заповедях, которые мы не обязаны выполнять, противодействие дурного начала не так велико.
Например, кто откажется полчаса послушать увлекательную лекцию про выкуп первенца ослицы? У большинства из нас ослов не имеется, но почему бы не послушать? Хороший лектор, цветные слайды, интересные рассказы… Предложите той же группе назавтра собраться послушать, например, про упомянутые выше колготки, и вам очень повезет, если кто-то появится в назначенный час… Кроме лектора, конечно.
Но даже и без бонусов надо взяться за эту тему серьезно. Иначе придется блуждать в потёмках. А вокруг множество больших опасных ям…
Иногда возникает вопрос: понятно, что само по себе знание не придет, но и сидеть и учить всё систематически – это сложно, долго и т.п. Люди мы занятые, сами понимаете. Нельзя ли просто оглянуться вокруг, поискать надежных людей в качестве образца и просто брать с них пример?
Идея была бы хороша, если бы речь не шла об алахе. Обычно серьезный еврей, живущий по Торе, с возникающими вопросами обращается к авторитетным раввинам и/или к алахической литературе (если он умеет в ней разобраться и правильно понять).
Очень важно, когда возможно, находиться в еврейской среде и проникаться ее положительным влиянием, но невозможно учить алаху, еврейский закон, исходя из одних лишь только наблюдений.
Рассказывают, как один раз несколько женщин собрались в коридоре у раковины, чтобы омыть руки перед субботней трапезой. Рядом с раковиной не было ни полки, ни столика, поэтому женщины во время омовения рук держали снятые с них кольца в зубах, поскольку мыть руки с надетыми кольцами нельзя. Знакомая многим картина?
Так вот, там была одна женщина, которая вообще первый раз в жизни было приглашена на субботнюю трапезу и никогда раньше не омывала руки. Она внимательно следила за тем, как другие, стоявшие перед ней в очереди, это делали.
Когда подошла ее очередь, она обратилась к женщинам за помощью: «Ой, у меня же нет с собой кольца! Вы не могли бы мне одолжить, пожалуйста, кольцо, чтобы я могла подержать его в зубах, пока я мою руки?»
Данная история больше подходит для юмористического раздела, но она весьма показательна. Если бы ей не разъяснили, в чем дело, женщина могла бы продолжать считать зажатое в зубах кольцо частью какого-то важного религиозного действия.
А если серьезно, есть много настоящих историй о том, что не следует учить еврейский закон, исходя из наблюдений за действиями окружающих. Приведем две истории из воспоминаний о Хазон Ише.
Как многим известно, Хазон Иш глубока занимался, среди прочего, вопросами о допустимости использования произведенного в субботу электричества. Если на электростанции работают евреи и для этого в субботу совершают там запрещенные работы, то произведенное такой электростанцией электричество может быть запрещено к использованию в субботу. Так вот, в связи с этим к Хазон Ишу обратился некий молодой человек и сказал, что он не уверен в этом запрете, поскольку своими глазами видел, как один выдающийся знаток Торы в Иерусалиме пользуется произведенным в субботу электричеством. Хазон Иш отвечал следующее.
Во-первых, самое главное, нельзя учить алаху (закон), исходя только из того, что ты видишь.
И во-вторых, поступающее в Иерусалим (в то время!) электричество производится на электростанции, на которой работают неевреи. Поэтому не было никакой проблемы с использованием этого электричества в субботу. Обратим особое внимание, что прежде чем начать объяснять разницу между Иерусалимом и другими местами, Хазон Иш вначале подчеркнул, что не учат закон, глядя на других и не вдаваясь в детали.
И вторая история. Хазон Иш когда-то учился по субботам с неким человеком. И однажды тот не смог прийти. Он рассказал Хазон Ишу, что в ту субботу он пошёл пешком из Бней-Брака в Тель-Авив, чтобы присутствовать там на уроке какого-то важного раввина. Хазон Иш очень удивился: Как, ведь между Бней-Браком и Тель-Авивом есть большое расстояние, не застроенное никакими домами (в 40х-50х годах), и из-за тхум шаббат, то есть запрета выходить из города на определенное расстояние, невозможно в шаббат попасть в Тель-Авив. Человек отвечал, что он слышал, что уже построили дома на окраинах, и что проблемы больше нет. «Слышал»? что значит слышал? Ты там был? Проверил? Измерил расстояния? Как можно полагаться на слухи, если речь идет об алахе?
Когда заходит речь о состоянии дел в области цниута, скромной одежды и поведения, часто начинают сокрушаться о всемирном упадке нравов, о смешении с другими народами, о дефиците и дороговизне скромной одежды, о недопустимом поведении молодежи и прочих невеселых вещах.
Всё это верно, и обо всём этом много сказано. Но хотелось бы обратить внимание еще на один аспект проблемы, который часто подчеркивает в своих уроках рав Асис шлита.
Аспект это скорее идеологический, но он приводит к практическим последствиям. О чем идет речь?
Часто люди, которые во всех других областях еврейского закона ведут себя как 100% Б-гобоязненные евреи, стремящиеся с точностью исполнить волю Всевышнего, в вопросах святости и скромности вдруг проявляют такие тенденции, которые больше свойственны другим кругам еврейства. Тот же самый человек, который, как положено, за 30 дней перед праздником начинает повторять относящиеся к этому празднику законы, вдруг, когда речь заходит о кошерности купленной к этому празднику одежды, начинает проявлять удивительную беззаботность.
Если с этрогом или с зарезанной курицей учат и повторяют законы, обращаются с вопросами к знающим раввинам, то с одеждой, париками, поведением на месте работы и пр. зачастую полагаются на слухи. «Жена рава такого-то тоже так одевается». «Соседка дочери адмора тоже так выглядит». «Да у нас в офисе работают внучки известных глав ешив, уж они-то точно знают…»
Подобное легкомыслие просто удивительно.
Понятно, есть среди еврейского народа определенные круги, которые, с одной стороны, не полностью отдалились от традиции предков, но с другой стороны, не отличаются точным следованием закону. Есть еврей, соблюдающий шаббат, а есть еврей, соблюдающий шаббат. Есть еврей, понимающий, что без подробного изучения законов шаббата велика опасность его нарушить, а есть еврей, беззаботно полагающий, что главное – это соблюсти общий дух шаббата (в его понимании).
Так вот странно, что почему-то в вопросах, касающихся скромности, некоторые, во всех других областях тщательно следующие букве Закона, люди вдруг начинают себя вести несвойственно.
Вместо изучения конкретного закона и точного его исполнения начинают полагаться на некий «общий дух» скромности. Мол, чтобы было видно, что это скромная религиозная женщина. Как это получается на практике, это еще один вопрос, но оставим его в стороне. Иногда можно даже услышать, что самое главное – быть скромной в сердце.
Невозможно поспорить: скромность – это не только про одежду. Но заповедь скромности – это такая заповедь, исполнение или неисполнение которой проявляется во внешнем виде. Скромности в сердце, чтобы под этим не подразумевалось, будет явно недостаточно для жизни в обществе.
Откуда чужим людям при встрече с полуголой женщиной знать, что в сердце она – скромна?!
Есть и еще одна любопытная, но вовсе не радующая тенденция. Например, гдолей Исраэль, главы поколения, ведущие мудрецы Торы, выступают с каким-то постановлением относительно сохранения законов скромности. Назавтра мы встречаем женщину, которая всё еще продолжает носить что-то, что главы поколения однозначно определили как запрещенное. «Ты что, не слышала? Это же по всем мнениям запрещено!» «Да нет, слышать-то я слышала, но рав такой-то и директор школы сказали, что это нестрашно, можно так ходить». Не поймите меня неправильно, это не призыв к подрыву авторитета «рава такого-то». Но если так сказали главы поколения, то что мы можем тут изменить?
Шутники рассказывают, что уже изобретена специальная компьютерная программа: вначале вводишь туда вопрос по алахе, потом вводишь ответ, который желаешь получить, нажимаешь на кнопку, а программа тебе выдает имя раввина, который так считает.
Серьезно говоря, понятно, что решения выносятся иногда различные, но решения глав поколения обладают особым весом, и невозможно от них так просто отмахнуться.
И опять та же странная ситуация: ко мнению глав поколения тщательным образом прислушиваются по всем вопросам. Не знаю, какие примеры лучше привести. Например, по вопросам взаимоотношений с государственными властями, соблюдения кашрута и шаббата и т. д. до бесконечности. Но когда речь заходит о постановлениях, касающихся одежды, ситуация вдруг меняется… Почему?
Когда у нас есть мнение глав поколения, мы не можем его не учесть.
Главы поколения, выдающиеся раввины – это не некая достопримечательность, на фоне которой мы фотографируемся, а потом вешаем эти фото в красивой рамке на стену: «вот я на фоне рава Эльяшива, вот я на пожимаю руку раву Каневскому…» А где ты был, когда рав Эльяшив говорил о современных париках? А как насчет мнения рава Каневского по поводу длины юбок?
Чем провинилась заповедь скромности?
Почему однозначные постановления гдолей Исраэль игнорируются? Почему другие заповеди удостаиваются подробнейшего разбора и изучения, в то время как законы цниута многие даже не начинают рассматривать? Оставим в стороне вопрос, почему лишь немногие мужчины основательно занимаются этой темой (хотя даже есть отдельные коллели, изучающие именно это). Но женщины? Их-то это напрямую касается.
Несомненно, роль дурного начала в этой области очень велика. Но мы можем, как минимум, попробовать изменить сам подход к вопросам скромной одежды и поведения. Если уж привела несколько историй о Хазон Ише, то и в заключение приведу его же слова из книги Эмуна уВитахон (Вера и упование):
«Изучение закона во всех его подробностях обладает силой, способной очистить душу, делает человека утонченным и возвышенным, взращивает в душе ни с чем не сравнимое ощущение чистоты и святости, и в то же время насаждает глубоко в сердце отвращение к глупому легкомысленному веселью и пустым развлечениям. И кроме всего этого, благодаря усердному изучению Торы человек удостаивается того, что исполняет заповеди во всех их деталях с величайшей любовью и преданностью».
То есть, само изучение способно привести к тому, что мы станем исполнять заповедь скромности не просто во всех деталях, но еще и с любовью.
Да поможет нам в этом Всевышний!