В утренних благословениях мы, среди прочего, благодарим Всевышнего за то, что он создал нас, женщин, согласно Своему желанию (шеасани кирцоно). Как мы можем сделать так, чтобы следовать желаниям Всевышнего? В чем состоит наша задача в этом мире? Евреи в целом, выполняя заповеди Торы, выполняют тем самым волю Всевышнего. Тот, кто постоянно следует воле Всевышнего, может достичь ступени, называемой «праведник». А что такое праведная женщина?
Обратимся к источникам. Сказано в Талмуде, в трактате Сота 2а: Человек получает себе жену исключительно в соответствии со своими заслугами. Раши поясняет это так: Праведнику – скромную женщину, злодею – развратную.
Раши не пишет, что праведнику достанется праведница, а злодею – жена-злодейка, а пишет, что праведнику посылают скромную жену. Из этого мы видим, что скромная женщина – это и есть женщина праведная, которая достойна стать женой праведного мужа.
Виленский Гаон пишет к своей матери в письме так: «Моя любимая мать, я знаю, что ты не нуждаешься в моих моральных наставлениях, поскольку ты скромна». Возникает вопрос: что, если женщина скромна, она более не нуждается ни в каких наставлениях? Нет, но мы из этого учим, что скромность – это основная область, над которой женщина должна трудиться в этом мире, и если есть у женщины скромность, то есть у нее и всё остальное.
Рав Элиэзер Папо, автор книг Пеле Йоэц и Хесед Леалафим пишет: «От скромности зависит почти всё наказание женщины в этом и в будущем мире, а также то, удостоится ли она доли в будущем мире».
Маараль из Праги: «Святые праматери особенно отличались своей скромностью, ведь скромность – это для женщины высшая похвала и высшая ступень».
Можно привести еще много цитат, которые показывают, что скромность – это центральная тема в жизни еврейской женщины. Слышала на эту тему хорошее сравнение. Хозяйка, которая печет пироги, иногда ошибается, но может исправить свою неудачную продукцию. Если пирог подгорел снизу, можно срезать верхнюю нормальную часть и использовать ее. Если подгорел сверху, можно оставить только нижнюю часть. Если пирог пересох, можно его раскрошить и из крошек что-то приготовить (например, ностальгическое пирожное «картошка»). Есть только один случай, когда никакое исправление не поможет нашему торту: если вместо полагающегося по рецепту количества сахара мы всыплем по ошибке соль… Последствия такой кулинарии уже не исправить. Как сахар необходим тортам, так цниут, скромность необходима женщинам. Все остальные ингредиенты тоже очень важны, но если вместо сахара всыпать соль, это уже не торт.
Если скромность настолько важна для женщины, то как ее достичь наилучшим образом? Это большая работа, но у нас есть важное преимущество. Что это за преимущество?
Сущность женщины, созданной Всевышним, включает в себя основы скромности. Как именно?
Творец мира, да благословится Его Имя, величию и мудрости Которого нет предела, сотворил в Своём мире бесчисленное множество созданий. Когда каждое из этих созданий выполняет предназначенную ему роль, всё творение в целом выполняет свою задачу и достигает совершенства. Например, солнце должно светить и греть, а также притягивать другие небесные тела, поэтому оно большое и раскаленное. Тигр, например, должен хватать добычу, поэтому у него есть когти, хорошо сфокусированное зрение и приспособленные к мощному прыжку ноги.
Понятно, что и женщина, являющаяся частью Адама, венца Творения, была создана с особыми присущими ей качествами, которые ей необходимы для осуществления ее задачи. Каковы же эти задачи? И что это за качества? Откроем Тору, главу Берешит 2:18-24.
Сотворению женщины в Торе посвящены семь псуким (то есть стихов). Среди прочего, здесь содержатся намеки на две основные, принципиально важные задачи женщины: во-первых, быть помощницей своему мужу; во-вторых, быть посвященной мужу и отделенной от других. И так объясняет Бааль аТурим во вступлении к Тур Эвен аЭзер слова «сделаю ему помощника, стоящего рядом»: «помощника» значит, что она будет ему в помощь, «стоящего рядом» значит, что она будет рядом с ним, специально для него.
Во время еврейской свадьбы, а именно киддушин, жених говорит невесте: «Вот ты посвящаешься мне», и это включает в себя обе вышеуказанные задачи, то есть, ты будешь для меня женой и будешь отделена от всего остального мира.
Мидраш Берешит Раба проясняет свойства женщины, заложенные в её основу с самого момента её сотворения. «И построил Б-г Всесильный ребро». Глагол «ваивен» сопоставляется с существительным «бина» (понимание). Всевышний как-будто задумался, из чего сотворить женщину. Сказал: «Не сотворю ее из головы, чтобы она не возносилась. И не из глаза, чтобы она не была любопытной и не смотрела бы во все стороны, чтобы всё видеть и знать. И не из уха, чтобы она не подслушивала все разговоры. И не изо рта, чтобы она не была болтливой. И не из сердца, чтобы она не была завистливой. И не из руки, чтобы она не хватала и не щупала всё подряд. И не из ноги, чтобы она не уходила из дома часто и без надобности. А из места, которое у Адама скрыто и его совсем не видно, даже когда он обнажен. И во время сотворения каждого отдельного органа женщины Всевышний говорил ей: «Будь скромной женщиной, будь скромной женщиной»».
«Будь скромной женщиной» это, с одной стороны, повеление Всевышнего, обращенное к женщине, а с другой стороны, это тот код, если можно так выразиться, который был заложен в женщину при ее сотворении. Из слов мидраша мы учим, что уже в процессе сотворения женщина была так устроена, что ее скромность стала служить основой ее успеха в выполнении возложенной на нее задачи.
Скромность – это основа успеха женщины в достижении ее целей, о которых говорилось выше, а именно – быть помощницей своему мужу, а также быть предназначенной исключительно для него и скрытой от чужих глаз.
Заметим, между прочим, что сказано, что Всевышний сотворил мир десятью речениями. Сколько же речений потребовалось для сотворения женщины? Количество органов надо умножить на два, поскольку во время сотворения каждого отдельного органа женщины Всевышний говорил ей: «Будь скромной женщиной, будь скромной женщиной», итого получается во много раз больше речений, чем потребовалось для сотворения мира!
Говоря о количестве органов. Известно, что 613 заповедей, данным нам Всевышним, соотносятся с количеством органов тела, и что каждая заповедь призвана воздействовать на определенный орган.
Но также известно, что женщина освобождена от многих заповедей. Что же получается? Какие-то заповеди не смогут воздействовать на соответствующие им органы? Нет причин беспокоиться на этот счёт. Поскольку каждый орган при сотворении получил двойное наставление «будь скромной женщиной», выполняя все законы скромности, мы тем самым воздействуем на все органы.
Вернемся к сотворению женщины
Каждый орган получил указание быть скромным. Что же происходит с потомками Хавы? Среди народов мира естественное стремление женщины к скромности вот уже долгое время подвергается серьезному подавлению и почти что истреблению. Но еврейской женщине следует помнить, что эти качества скромности ей присущи, что они уже находятся у нее внутри, и нужно лишь дать им возможность раскрыться.
В качестве примера того, как качества скромности заложены в женской природе, рав Фальк в книге «Оз веадар левуша» приводит известный эпизод, в котором царь Шломо отвечал на вопросы, поставленные царицей Савской. Одна из задач состояла в том, чтобы определить, кто из абсолютно одинаково одетых в длинные одеяния и одинаково выглядящих детей являются мальчиками, а кто – девочками. Царь Шломо предложил детям многочисленные угощения – орехи и прочее – и тогда мальчики задрали подолы своих одеяний, чтобы набрать в них побольше, в то время как девочки так не поступили, а сложили угощение в платочки, хотя из-за этого им досталось меньше, чем мальчикам.
Внутренние качества скромности смогут возобладать, если им не мешать и если избегать отрицательных влияний. Евреям известно, что за поступками следуют сердца, то есть, если мы будем поступать правильно, согласно воле нашего Творца, мы тем самым восторжествуем не только над внешними отрицательными влияниями, но и над внутренним сопротивлением со стороны нашего дурного начала.
Что имеется в виду под скромностью?
«Скромность» – это всего лишь приблизительный перевод понятия цниут.
На святом языке есть понятие «Цниут»:
- Сокрытие тела (байшанут)
- Сохранение тайны
- Сокрытие хороших дел и поступков от людей (анава)
Ближайшее по смыслу слово, которое можно для всего этого подобрать в русском языке – это «скромность». Скромная одежда, скромные разговоры, скромное поведение. Для евреев все эти вещи являются заповедью.
Вопреки распространенному мнению, законы скромной одежды и скромного поведения не предназначены исключительно для женщин. Еврейский закон касается и мужской, и женской одежды, поскольку одежда – это один из отличительных признаков человеческого рода в целом.
Человек является уникальным сочетанием духовного и материального начал. С одной стороны, с ангелами его объединяет разум, речь и прямохождение. С другой стороны, с животным миром его объединяют другие признаки: смертность, потребность в еде и т.д. Задача человека в этом мире – развить свою духовную составляющую, поскольку лишь душа его сможет наслаждаться светом Всевышнего в Будущем Мире.
Тот, для кого не существует ничего, кроме тела, выставляет его напоказ, подчеркивая свое физическое существование. Тот же, кто осознает, что его тело является вместилищем души, достойным образом покрывает свое тело одеждой.
Почему же Тора не ограничилась лишь общим указанием о том, что евреям необходима скромность? Почему нужно следовать четким, определенным законам, касающимся нашей одежды и образа поведения?
В качестве одного из объяснений приведу историю, связанную с именем Брискер Ров. Рав из Бриска зацукаль был известен своим скрупулезным подходом к точности исполнения заповедей.
Когда его однажды спросили о причине подобного поведения, он привел такой пример:
Жених заказал у портного костюм к свадьбе и подробно описал портному, как именно этот костюм должен выглядеть: цвет, покрой, вид ткани и прочие детали. За несколько дней до свадьбы жених пришел на примерку, и что же обнаружилось? Цвет не тот, швы кривые, рукава коротковаты, карманы как-то странно выпирают в стороны. В ответ на возмущенные протесты заказчика, портной отвечал, что не из-за чего поднимать такой шум: рукава можно время от времени подтягивать, карманы как-то прикрыть локтями, да и вообще, какая разница, как костюм выглядит – свадьба-то продлится всего несколько часов. Для чего нужна всю это следование выкройке и аккуратные швы? В действительности, объяснил рав из Бриска, мы так же точно ведем себя, когда речь идет о выполнении заповедей. Тут – сложно в точности выполнить, там – нам не нравится сделать это наилучшим образом… Костюм, который мы шьем в этом мире для самих себя, для того дня, когда после 120 лет жизни мы предстанем перед Всевышним, получается некачественным и не соответствующим выкройке, данной нам Всевышним.
Законы скромности – это центральная тема в жизни еврейских женщин, это их основная миссия в этом мире, и поэтому именно в этой области следует выполнять всё с точностью и и стремиться выполнить заповедь наилучшим образом.