Мы живем в непростое время. Всё общество и люди в частности переживают потрясения.
Войны, трагедии, болезни, тревоги – всё это является неотъемлемой частью пейзажа. Мало кто пребывает в покое и безмятежности. Радость жизни, вкус к жизни – не у всех это есть.
Все жаждут помощи Свыше, хотят ухватиться за спасательный круг, ухватиться за протянутую руку, почувствовать уверенность. Мы спрашиваем друг друга, что можно сделать, чтобы отвратить от себя меру суда, столь часто нам грозящую. Что можно сделать, чтобы выжить среди всего этого?
Пару лет назад была найдена и распространилась старая киносъемка, запечатлевшая нашего великого учителя Хофец Хаима в момент его прибытия на Кнесия аГдола, то есть съезд всемирной организации Агудат Исраэль, объединяющей в своих рядах Б-гобоязненных еврев со всего мира. Кто еще не видел, стоит поискать и посмотреть.
Когда Хофец Хаим прибыл на съезд, организаторы обратились к нему со следующим вопросом. Для женщин, которые присутствовали в зале, был выделен балкон. Хофец Хаима спросили, какой высоты следует сделать занавесь, скрывающую этот женский балкон. Хофец Хаим с уверенностью ответил, что следует сделать ее очень высокой, чем выше – тем лучше, поскольку в скромности следует прибавлять.
Вопрос скромности, сказал он, это вопрос о том, будет ли обитать среди евреев Б-жественное Присутствие.
Чем больше будет в мире скромности, тем больше будет Б-жественного Присутствия. В Торе написано, в главе Ки Теце: «Ибо Б-г Всесильный твой, ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и низлагать врагов твоих перед тобой; пусть же будет стан твой свят, чтобы не увидел он у тебя наготы и не отступился от тебя». И Хофец Хаим сказал так: Какое самое страшное несчастье может постичь еврейский народ? Это если Всевышний его покинет. Почему? Поскольку всё время, пока Всевышний с нами, «даже если буду идти долиной смерти, не устрашусь, ибо Ты со мной». Но если Всевышний удаляется, «Ты скрыл Твой лик, и я устрашился». Поскольку в Торе написано, что из-за наготы и нескромности Всевышний нас оставляет, ясно, что любое тщательное выполнение заповеди и любое устрожение в заповеди скромности – это то, что нужно делать!
Из этого мы учим, сказал Хофец Хаим, что скромность – это основа безопасности, спасения и успеха. Тот кто прибавляет в скромности, видит многочисленные избавления.
В Йом Кипур в последний год своей жизни Хофец Хаим, как всегда, обратился к общине перед произнесением Коль Нидрей. Вспоминает рав Мордехай Вайнштейн, бывший тому свидетелем. Хофец Хаим был уже очень слаб, но говорил горячо, с воодушевлением, со слезами. И слова его были таковы: Тот, кто хочет близости ко Всевышнему, кто хочет, чтобы в его доме находилось Б-жественное Присутствие, кто хочет искупления грехов, такому человеку поможет лишь одна вещь – скромность в его доме! Хофец Хаим говорил в тот вечер долго и со слезами, говорил об одной лишь вещи – о скромности.
О том, что даже дома надо быть скромно одетыми, и тем более и тем более вне дома, среди чужих людей. Среди прочего он цитировал слова рава Йонатана Айбешица в Йеарот Дваш о том, что женщина должна быть скромной даже дома и что в эту заслугу она спасется от ангела смерти, у которого много глаз. Лишь после того, как Хофец Хаим увидел, что слова его произвели должное впечатление на общину, он подал знак начинать Коль Нидрей.
Виленский Гаон повторял, что подобно тому, как изучение Торы является наиболее важной вещью для мужчин, так для женщин наивысшей ступенью является скромность. Скромностью измеряется ее праведность.
Рав Авраам Вольф и рав Давид Кляйнплац вместе обратились к Хазон Ишу со следующим вопросом. Все евреи – и мужчины, и женщины – обязаны исполнять заповеди Торы. Но мужчинам Всевышний дал заповедь изучения Торы, о которой сказали наши мудрецы: «Я сотворил дурное начало и сотворил противоядие – Тору» (Кидушин 30б). Но что же делать женщинам и девушкам, на которых заповедь учить Тору не распространяется? Как они смогут бороться с дурным началом и преодолевать испытания? Хазон Иш ответил: Скромной одеждой! Так передают от имени Виленского Гаона: то, что мужчины достигают посредством изучения Торы, женщины достигают посредством скромной одежды.
В книге Пеер аДор, биографии Хазон Иша, приводятся его слова о том, что в наше время еще можно встретить трепет перед Небесами (иръат шамаим), но лишь немногие обладают иръат хет, то есть страхом перед грехом.
Также Хазон Иш говорил: Степень Б-гобоязненности женщины видна по ее головному убору: чем тщательнее она выполняет эту заповедь, тем сильнее ее трепет перед Небесами».
Мы видим это также из самой Святой Торы. Когда ангелам было нужно похвалить Сару и сделать ее еще более дорогой в глазах ее мужа, похвала ее была связана с ее скромностью, а не с чем-либо другим. Сара обладала пророческим даром, даже большим, чем Авраам. Также она приближала женщин к служению Всевышнему. Но похвала была за скромность, за то, что она находится в шатре, скрыта от глаз. Из этих слов Торы мы также видим, что привлекательность женщины в глазах ее мужа также является результатом ее скромности, а не результатом отсутствия скромности, но это тема для отдельного разговора.
От Тамар произошли цари и пророки, и она удостоилась этого в заслугу того, что была скромна, когда находилась в доме своего свекра. Трактат Сота 10б: «Сказал раби Шмуэль бар Нахмани сказал раби Йоханан: Каждая невестка, скромно ведущая себя в доме свекра, удостаивается того, что от нее произойдут цари и пророки. Откуда мы это учим? От Тамар».
Пишет Йеарот Дваш : Праведные еврейские женщины ведут себя так, что тело их не видно. Посмотрите, как Тамар, прародительница царства Давида, скрыла свое лицо. Йеуда не узнал свою невестку, жену его сыновей. Посмотрите, чего она удостоилась. От нее произошло всё царство Давида, самая важная семья всего мира.
Так и другие скромные женщины удостоятся того, что от них произойдут праведные сыновья. И наоборот: нескромные женщины, даже если они и не предаются настоящему разврату хас вешалом, от них произойдут нечестивцы. Так пишет рав Йонатан Айбешиц в Йеарот Дваш. Таким образом, о Тамар не говорится, что это случилось в заслугу ее важного происхождения (она была дочерью Шема) или в заслугу того, что она была готова погибнуть, но не предать Йеуду позору. Нет, не в заслугу этого.
Когда Тора и наши мудрецы восхваляют женщину, они восхваляют ее скромность. Скромность – это основная вещь, достойная похвалы.
Сказано также о Рахель (трактат Мегила 13б): В награду за скромность, которой обладала Рахель, она удостоилась того, что от неё произошёл царь Шауль. А в награду за скромность, которой обладал Шауль, он удостоился того, что от него произошла Эстер. О Шауле говорится в мидраше: в семье Шауля были настолько святы и скромны, что о них говорили, что никогда ни их пятки, ни их пальцы не показываются. В связи с этим можно привести также слова Маараля о том, что из всех качеств, передающихся от родителей к детям, скромность наиболее очевидна, и что у скромных родителей рождаются скромные дети.
То же самое относится и к Рут моавитянке. Боаз взял ее в жены потому, что увидел в ней исключительное качество скромности, и от этого брака произошли цари и пророки.
И в трактате Сота 2а, слова Рейш Лакиша «Человек получает себе жену исключительно в соответствии со своими заслугами», Раши поясняет так: «Праведнику – скромную женщину, злодею – развратную». Казалось бы, следовало сказать «праведнику – праведную, злодею – злодейку». Мы видим, что скромная женщина и есть праведная женщина, именно за скромность ее восхваляют, а не за что-либо другое.
Удивительно наблюдать, как в такое непростое время, как наше, когда «тьма опустилась на землю», когда столь многие нуждаются в избавлении и чудесах, среди всего этого «сокрытия Лика» есть женщины, которые удостаиваются чудес. Есть множество историй о том, как праведные женщины в наше время собрались с силами и приняли на себя заповедь скромности в том виде, как этого требует Тора, преодолели внутреннее и внешнее сопротивление.
Они преодолели свою природу ради Всевышнего, и Всевышний, мера за меру, как бы преодолел природу вещей и послал им чудесные избавления от терзавших их проблем. Нужны не только разговоры, молитвы и просьбы, но и действия.
Мудрецы Израиля, из всех течений верного Торе иудаизма, говорили и говорят, что для женщины, которая нуждается в особой помощи Свыше в какой-то области, есть путь: преодолеть привычку и инерцию в вопросах скромности.
Рав Йосеф Хаим Зоннефельд, рав Иерусалима писал: «Самая важная заповедь – разъяснить еврейским женщинам важность скромности… Наши мудрецы сказали, что «в заслугу праведных женщин мы вышли из Египта, и в их заслугу спасёмся», поэтому дурное начало прилагает все усилия в область скромности. И это приводит ко всем бедствиям».
Машгиах рав Дон Сегаль шлита выступал на многолюдном собрании, состоявшемся после нескольких произошедших трагедий и со слезами сказал следующее: И мы не узнаем причины! Мы не пророки и не можем знать, почему нас постигли это несчастья. Но у нас есть Тора, которая говорит нам «и отвернется от тебя», то есть Всевышний отвернется от тебя из-за разврата и нескромности.
Когда раву Шаху зацаль рассказали о трагедии, произошедшей после похорон Баба Сали зацаль (4 человека погибли в автокатастрофе), и спросили, что Всевышний требует от нас и что Он этим хочет нам сказать, рав Шах отвечал так: «Ответ на ваш вопрос напрямую указан в Талмуде, в трактате Шаббат 33а: из-за греха разврата приходят многие беды и тяжелые приговоры… В прошлых поколениях, это было понятно и просто. Когда происходило несчастье, проверяли, всё ли в порядке в вопросах скромности. Проверяли, нет ли чего-то, отдаляющего Б-жественное Присутствие».
Из слов Хофец Хаима, приведенных выше, мы видим, что существуют уровни Б-жественного Присутствия и вмешательства. Более тщательное соблюдение заповеди скромности – больше Присутствия, больше защиты; менее тщательное соблюдение – Всевышний больше отдаляется.
Есть правило «там, где есть ограда от разврата, там ты найдешь святость».
Нам настолько нужна сегодня близость Всевышнего, больше проявления меры милосердия. Поэтому видно, что стоит тщательнее соблюдать заповедь скромности. Особенно это очевидно на фоне того, что скромность – это испытание нашего времени.
Группа серьезных знатоков Торы однажды обратились к раву Шломо Залману Ойербаху зацаль и спросили: «У нас есть сильное желание поднять уровень нашего служения Всевышнему, приблизиться к Нему и выполнять заповеди с особой тщательностью. Мы только не знаем, с чего начать устрожать». Рав возразил: «Зачем вам устрожения и сомнения? В них нет нужды. Главное, примите на себя соблюдать Закон должным образом, чтобы исполнение было изначально правильным». Однако спрашивающие не удовлетворились таким ответом и продолжали настаивать на том, чтобы рав посоветовал им, какие устрожения лучше всего на себя принять.
В конце концов рав Ойербах сказал так: «Никакие украшения и устрожения не сравнятся с самым маленьким устрожением в вопросах скромности. В вопросах святости и скромности каждое небольшое украшение и укрепление заповеди обладает безграничной важностью и возвышает и освящает человека, приближая его к Творцу, как сказано «там, где есть ограда от разврата, там ты найдешь святость». Тому, чья душа жаждет духовности, нужна скромность и святость».
Скромность – это не только вопрос о том, что надеть, а чего избегать; это основа нашего служения Всевышнему. И велика награда за нее.
Сказано в Торе (Шмот 19:3): «И Моше поднялся ко Всесильному, и воззвал к нему Б-г с горы, говоря: Так молви дому Яакова и скажи сынам Израиля». Разъясняет Раши, что дом Яакова – это женщины. Пишет рабейну Йона (Игерет аТшува, адраш ашлиши, драш анашим): В момент дарования Торы Моше было сказано говорить вначале с домом Яакова, то есть с женщинами. Почему ему было сказано обратиться вначале к женщинам? Потому, что они посылают своих сыновей в дом учения, при помощи разных приятных вещей склоняют их сердца к тому, чтобы им хотелось учить Тору, и следят за тем, чтобы они не ленились, и с детства обучают их боязни перед грехом. Из этого получается, что скромные женщины являются причиной (изучения) Торы и трепета (перед Небесами).
Менорат аМаор пишет, что от праведных и скромных женщин произойдут достойные сыновья, правильные и чистые, Б-гобоязненные, знающие Тору и обучающие других Торе.
В Талмуде (трактат Йома 47а) рассказывается о Кимхит, удостоившейся того, что семеро ее сыновей были первосвященниками. Мудрецы спросили ее, за что она удостоилась такой награды, и она отвечала, что балки ее дома никогда не видели ее волос (то есть, что она особенно тщательно покрывала волосы, даже находясь у себя дома). Получается, что она удостоилась такого величия благодаря своей исключительной скромности и праведности своих поступков. Поскольку она была настолько скромна, она была настолько совершенна.
Из этого мы учим, что, когда женщина действительно удостаивается быть скромной в одежде и в поведении, она удостаивается тем самым совершенства во всём, во всех своих качествах.
И это объясняет слова раббейну Йона о том, что «скромные женщины являются причиной (изучения) Торы и трепета (перед Небесами)»: поскольку скромность включает в себя и все остальные положительные качества, успехи сыновей в Торе и в Б-гобоязненности также зависят от скромности женщин.
Еврейская мать, чья скромность является основой ее поведения, она пропитана трепетом перед Небесами и любовью к Святой Торе, она обладает всеми хорошими качествами, и все ее устремления направлены на то, чтобы выполнить волю Всевышнего наилучшим образом. Она от глубины сердца молится об успехе в воспитании детей. И ее дети видят, что она не гонится за суетой этого мира, а выполняет волю Всевышнего, и поэтому она удостаивается того, что от нее происходят сыновья, «правильные и чистые, Б-гобоязненные, знающие Тору и обучающие других Торе».
Пишет рабейну Бехайе: Если человек скромен и обладает хорошими душевными качествами, это свидетельствует о том, что его мать была скромной и с чистыми помыслами и благодаря этому удостоилась такого сына. Так хорошая ветвь свидетельствует о достоинствах корня.
Более того, не только на детей распространяется это влияние, но и на весь дом.
Пишет Шомер Эмуним: Если у человека есть праведная жена, живущая в скромности и воспитывающая своих детей в скромности, она тем самым освящает весь дом и притягивает святость к приготавливаемой ей пище, к мужу и детям. Своей святостью она спасает мужа даже от непреднамеренных прегрешений. И в обратном случае, хас вешалом, все наоборот: она притягивает всякого рода дурные вещи.
Можно приводить еще много примеров и слов наших мудрецов, но ограничимся пока что вышесказанным и подведем итог.
Получается, что заслуга и награда скромных женщин настолько велики, что вся Тора и Б-гобоязненность еврейского народа зависят от женщин. Скромность влияет не только на саму женщину, но и на грядущие поколения.
Хочется пожелать всем нам, чтобы мы осознали этот факт и осознали нашу заслугу и нашу ответственность, и удостоились быть скромными и совершенными во всех наших качествах, и удостоились особой помощи Свыше и Б-жественной защиты и Провидения, и удостоились увидеть наших потомков, идущих путями Торы.