Продолжение серии уроков от рабанит Лоры Полищук на тему “Цельность еврейского дома” – о месте и роли еврейской женщины в еврейском доме.
Урок 2 – рассмотрим постулат о нашем создании в роли “помощницы” – “эзер кенегдо”. Проблема с этим постулатом у нас – это проблема нашего восприятия.
Никого из нас не возмущают и не вызывают протеста законы физической действительности… Причинно-следственные связи материального мира нам понятны.
Но вот мы подходим к Торе – учебнику Жизни, где с первых строк нам также сообщают инструкции, законы, по которым мы существуем в нашей реальности – и первый из них “нехорошо быть человеку одному” – это та данность, действительность, которая у нас есть. И вслед за этим – “сделаю ему помощника…” – и значит, эта форма – самая оптимальная для нас.
Тора не просто советует, как “было бы неплохо поступать”, она дает нам четкие указания наиболее оптимального образа жизни для нас. Если нам удастся построить нашу жизнь так, чтобы стать помощником – мы, в этой роли, и из этой “ниши”, можем достичь своей максимальной реализации.
Но – нам ужасно трудно это слышать! И особенно трудно, потому что мы пришли из другой культуры – где раньше женщина была строителем коммунизма, а теперь – гордо несет флаг самореализации, не очень-то понимая в этом контексте, зачем вообще мужчина нужен, тем более – такой “бесполезный” тип мужчины, как ешиботник. И нам кажется, что этот Первый постулат Торы – противоречит нашим устремлениям к самореализации, ведь в мире духовном – причинно-следственные связи нам явно не видны…
Важно понять, что этот постулат ничему не противоречит! Ни полноценному общению внутри семьи, и способности женщины добиваться желаемого в этом общении, ни полноценной реализации всех своих способностей и талантов! Это не делает нас ничего не стоящей “кухонной помощницей” без права голоса и т.д. –
Но в любой, самой конфликтной ситуации, если мы будем исходить из некоторых основополагающих фактов – наше отношение к ситуации, а зачастую и ее решение, изменится – и это: 1. НЕ СЛУЧАЙНО Вс-вышний соединил меня в пару именно с этим человеком; 2. мы, женщины, соданы помощниками.
В любой общности и организации есть разделение обязанностей. И глава организации должен быть один. А потом – один главный помощник, и – с Б-жьей помощью – много маленьких… И мы должны помнить об этой исходной точке – мы – помощники, а наша половина – создана так, что ему без нас плохо. Каждый, кто был начальником или заместителем, знает, какая великая эта роль на самом деле – роль помощника, заместителя…
“Хохмат нашим банта бейта” – возможность построить наш дом зависит действительно именно от нас! Пример наших праматерей – Сары, Ривки, и других… “Слушайся Сару, она понимает больше” – это свидетельство возможностей каждой из нас! Мы действительно понимаем в воспитании детей – больше! “Веаль титош Торат имеха” – Тора матери заложена в нас внутри как потенциал, и наша задача – правильно, обдуманно его реализовывать… Все ключевые моменты еврейской истории показывают нам, что роль помощника – отнюдь не второстепенная!