Продолжение бесед о воспитании детей с рабанит Полищук. С какими проблемами чаще всего сталкиваются баалей-тшува, и как найти равновесие в воспитании детей. Какими ориентирами пользоваться в современном мире?
Была ли такая ситуация, что дети знали больше Вас? И как Вы справлялись с этим, как сохраняли родительский авторитет? (Особенно трудной кажется такая ситуация, когда дети знают уже больше, чем папа…)
Нет, нам в этом смысле повезло – к моменту, когда дети доросли до уровня мишнайот и так далее, папа уже мог, у нас была “фора” . А я – до сих пор нахожусь частенько в такой ситуации. И некоторые дети в подростковом возрасте пытались это как-то использовать – иногда доходило до смешного… Очень важно, чтобы было что-то, какая-то область, где мы да знаем. Чтобы мы сами чувствовали себя уверенно, авторитетно, чтобы нас эта ситуация нашего незнания не “сбивала с ног”: “Есть вещи, где я не знаю, а есть – где да знаю, что делать, и мы будем делать так, как я говорю”. Мы на самом деле очень многое можем нашим детям дать.
Например, меня очень смущал уровень общеобразовательных предметов в Бейт-Яаков. Когда учительница, чтобы давать знания, открывает тот же учебник, что и дети… Но если ты преподаешь, тебе, как учителю, надо иметь какие-то базовые знания! Когда я с этим столкнулась, я пошла к раву Пинкусу – и он сказал, чтобы дать тебе ответ, нужны урим и тумим. Я сама вышла из этой ситуации благодаря тому, что какие-то базисные знания получила еще “до тшувы”, и в том числе, понимание, как их применить.
То есть, нам намного легче критично смотреть на все эти “миллионы лет”, чем людям из религиозной среды, у которых к науке есть только – почтение… С другой стороны, когда люди знают ТаНаХ наизусть – вот это то, чему стоит завидовать… Когда человека раскачивали на качелях, и учили этому – и его мир теперь наполнен тем, что действительно важно… А мы полны совершенно другими знаниями, и наш мир перепутан. Наши дети могут с полным правом сказать нам: “зато другим предметам нас учат очень хорошо, и их мы будем знать – по-настоящему“.
Вы говорили, что очень много советовались с другими людьми… с рабаним или просто, с соседями? Вас не запутывали чужие советы, чужие мнения?
Да, очень много спрашивали. Очень много советовались с теми, кому доверяли. По каким-то вопросам – конечно, с рабаним. По другим – просто с людьми более опытными, кого видели положительным примером… Насчет того, не запутывало ли это – я редко советовалась, что мне делать, я всегда спрашивала, как это делается. Всегда старалась понять, как это делают, и насколько приемлемо это для меня… Когда у семьи есть рав, которого они спрашивают и советам которого они следуют, то это должен быть человек, который понимает, кто перед ним, кому он отвечает – тогда и устрожения, и облегчения будут в правильной, подходящей конкретно им пропорции…