Хаей Сара – плата за ложь

ложь

Даже с самыми близкими людьми, мы не можем отвечать на 100% за результат. Безусловно, это моя обязанность по Торе – приложить все усилия к тому, чтобы мои самые близкие – муж, дети – были счастливы. Но если я, например, стараюсь сделать мужа счастливым, а он не счастлив – первое, что необходимо сделать – проверить, кого именно я пытаюсь осчастливить? Действительно ли мужа, или может быть – себя, или придуманный мной образ мужа, который не совпадает с оригиналом?

В главе Хаей Сара Авраам-авину приходит к сыновьям Хетта, чтобы попросить у них купить место для погребения Сары. Каждый из семи народов, проживавших на земле Кнаана, символизирует одно из семи основных качеств. Народ сыновей Хетта – символизируют гвуру. И на первую же просьбу Авраама они говорят: “Ты для нас – как князь от Всевышнего, мы тебе все бесплатно дадим!”. И ведут его к Эфрону, хозяину поля, и он говорит – при всем народе – “Конечно, конечно! Конечно, бесплатно!”… а затем добавляет: “Только, как договаривались – самую малость: четыреста шекелей серебра”. Четыреста шекелей – это огромная сумма, и Авраам платит ему эту сумму, полновесными шекелями, вызывая такое удивление среди сыновей Хетта, что они говорят: “Ты купил этим всю нашу землю!”…

В этом отрывке Торы есть интересная особенность: когда Эфрон говорит с Авраамом, его имя написано с буквой вав, а когда Авраам ему в итоге платит – имя написано без буквы вав.

Казалось бы, что это за наказание – забрали из имени букву вав? Но если вспомнить, что обозначает буква вав – вав это связь! То есть, у Эфрона забрали возможность любой связи – связи с Б-гом, связи с людьми. И второе значение вав – это браха, но это как раз понятно – забрал обманом деньги, в ответ  – Всевышний забрал у него браху на деньги, и он стал нищим… Но почему за обман, за ложь – у Эфрона забрали возможность устанавливать связи с людьми? Давайте проанализируем это.

Продолжение – в аудио