Каждый месяц имеет свою особенность, ему соответствует другая буква еврейского алфавита, другая символика, другой “характер”. У каждого месяца есть свое особое духовное состояние. Обычно месяц Тамуз – самое жаркое время года, с самыми длинными днями. Поэтому он также – символ лета.
Само слово “Тамуз” – имя идола; все, связанное с еврейскими месяцами, это данное именно еврейскому народу, в отличие от солнечного цикла, данного всем народам. Уход евреев в Вавилон на некотором уровне “аннулировал” выход из Египта. Поэтому, выходя из Вавилона, мы взяли с собой халдейские имена месяцев – чтобы подчеркнуть свой выход-освобождение.
Тамуз – это идол, форма идолопоклонства которому была – нагревать металлического, полого внутри, идола, и тогда из его оловянных глаз “текли” слезы… Тогда жрецы говорили, что он плачет, потому что “хочет” жертвы… и ему на руки (раскаленные) клали младенцев…
В Тамуз начинаются три траурные недели, и большая их часть приходится именно на этот месяц. Первый ужасный проступок евреев – грех золотого тельца – и, как следствие его, разбитые скрижали Завета, – произошел 17 Тамуза. Следующее подобное идолопоклонство – идол, установленный прямо во дворе Храма, также произошло 17 Тамуза. Во время Второго Храма – в этот день была разрушена стена Иерусалима, и враги ворвались в город. В этот же день прекратились жертвоприношения в Храме. И еще одна вещь, которая произошла впервые в истории именно 17 Тамуза – сожжение свитка Торы.
С 17 Тамуза и до 9 Ава считается, что в это время у евреев нет “мазаля” – поэтому, в этот период нужно стараться не судиться, особенно с неевреями, не вступать в конфликты (если это возможно оттянуть без опасности для жизни).
Та же вещь, которая в потенциале была очень положительной, если не использована в хорошую сторону, становится самой разрушительной.
Месяц Тамуз – очень высокий месяц. Изначально мы должны были в этот период зайти в Землю Израиля… Но евреи “затянули” путешествие, и, в довершение ко всему, 1 Тамуза евреи посылают мераглим – и весь месяц они “гуляют” по земле Израиля, возвращаясь только через 40 дней, 9 Ава.
Буква месяца – “Хет” – закрыта со всех сторон, из нее возможен путь только вниз. Поэтому с нее начинается слово хет – грех. И первый раз в Торе она появляется в слове хошех – темнота. У этой буквы есть и положительная сторона – противоположная темноте, хайим, жизнь.
За счет этой “темноты” (хошех) возможно само понятие выбора в нашей жизни, т. к. темнота “скрывает” Всевышнего и делает возможным наш самостоятельный выбор – как плохой, так и хороший. Темнота влияет на зрение. Грех разведчиков (Хет а-мераглим) был связан со зрением – они высматривали землю, и потом описали ее евреям в неприглядном свете. Мераглим – само слово намекает, что у них был “плохой глаз”. Плохой глаз – во-первых, это понятие зависти и высокомерия. Плохой глаз – это также ненависть, как сказали евреи в ответ на отчет разведчиков – “Всевышний нас ненавидит”… Свои чувства они приписали Всевышнему.
Между глазом и ртом есть особая связь – как в алфавите идут сначала аин, потом пей – сначала зрение, потом – речь. Т. е., нужно сначала увидеть, потом – говорить об этом. Сначала увидеть-понять-выяснить-проверить, потом – говорить, делать выводы. Если мы обратим внимание, самый первый грех также начался с того, что женщина “увидела” плод; грех золотого тельца – с того, что “увидели” носилки с образом Моше рабейну в небе…
“Работа” этого месяца – не пользоваться глазами в негативных целях. Прежде всего, это связано с завистью. Поэтому глава Корах обычно читается с этом месяце, ведь проблема Кораха – это зависть; он завидовал Моше рабейну. Если мы говорим о глазах, то их “власть” простирается гораздо дальше, чем власть, например, рук. То, что совершенно невозможно достичь руками, тем не менее, можно увидеть – и захотеть.
Можно завидовать даже звездам! И если человек использует этот огромный потенциал глаз для зависти, желания недостижимых для него вещей, то из этого вырастают следующие негативные последствия – он может начать неадекватно оценивать себя, представляя себя не тем, кто он есть… отрывается от реальности. Аин а-ра, ненависть – все это порождает негативные последствия, которые выходят изо рта человека – оскорбления, унижение других, представление всего и вся в негативном свете.
Зачем Всевышний дал человеку глаза? Чтобы он видел горизонт – знал, куда и к чему стремиться. Без этого, “видя” только на уровне достижения рук – человек не сможет вообще развиваться. Поэтому глаза – это вещь полезная, необходимая… самый высокий наш горизонт – это наши праотцы, и это то, о чем говорит человек: “когда же дойдут мои дела до дел моих праотцов?”. Это также помогает человеку оценить себя – свои настоящие силы, свой потенциал.
Без этого видения – остается только хошех, темнота – чувство собственной ничтожности, желание только лечь, укрыться, и ничего больше не делать. С другой стороны, у этой же буквы “хет” есть и обратная сторона – стремиться увидеть свет. Поэтому мы должны видеть и желать, вопрос – к чему мы стремимся, в какую сторону направляем наш взор. Буква хет встречается во 2 посуке Торы еще 2 раза – кроме хошех, еще в словах руах (дух) и мерахефет (парит). Немножко парить над землей – необходимо, это наше стремление к большему, но слишком оторваться – уже неправильно. И разница в этом зависит от того, какой у человека глаз – как он видит.
В двух словах – цель этого месяца – смотреть на весь мир позитивно. Исправить хет мераглим – оценивать то, что мы видим, позитивно. И также смотреть на людей, оценивать все ле-каф зхут.
Продолжение о том, как нужно видеть себя, со многими другими интересными фактами, можно услышать в аудио.