Суккот – время духовного и материального богатства

Праздник Суккот имеет особое название – “зман симхатейну”, время нашей радости.

Тора также подчеркивает, что в Суккот у нас должна быть особая радость. Этому есть две причины, одна из них – материальная, и не столь актуальная для нас сегодня: это время, когда урожай собирался в амбары. После тяжелого рабочего года, крестьянин складывал полученный урожай на хранение, и это было причиной радости. Вторая причина – в том, что Суккот – продолжение Дней трепета, Рош аШана и Йом Кипура. Время, когда мы удостоились очищения…

Представим себе человека, у которого есть счет в банке. На этом счету у него есть несколько миллионов… Единственная проблема, что в банке есть также некоторое количество его долговых обязательств. Такое, что, хотя деньги лежат на счету, на самом деле у него их нет – они все уйдут на покрытие долгов.

Так иногда выглядим и мы в духовном плане.

С одной стороны, мы, слава Б-гу, делаем много мицвот (это наши миллионы на счету). С другой стороны – человек может за одну минуту наговорить, скажем, 200 слов лашон а-ра, злословия… И у него есть большие долги на счету, которые “перекрывают” его добрые дела.

Но, если мы используем время Элуля и  Высоких праздников, и делаем тшуву – то все добрые дела (благодаря тшуве, “стирающей” долги) переходят в очевидный плюс на его счету!

Таким образом, в  Суккот человек удостаивается богатства, которого у него не было до Дней искупления.

Поэтому в Суккот мы по-настоящему празднуем искупление, и радуемся, что мы удостоились богатства, над которым тяжело трудились в течение всего года.

В шаббат в Суккот мы читаем книгу Коэлет (Экклезиаст).

Как известно, она начинается словами “hавэль hаволим, амар Коhэлет, hавэль hаволим, hаколь hавэль” – на русский язык это обычно переводится словом “суета”, но это неправильный перевод. Дословно, слово hэвель означает “пар”… я перевожу его обычно словом “тщета”.

Шломо а-мелех, мудрейший и богатейший из людей, говорит в Коэлет: “все – тщета”. Объясняет Таргум, “все тщета, по сравнению с изучением Торы”.

Когда мы празднуем и радуемся итогам прошедшего года, нам нужно знать, какие из наших приобретений истинные, а какие – эфемерные.

Самое важное приобретение – это, безусловно, изучение Торы и поддержка ее… В Симхат Тора мы завершаем цикл изучения Торы прошлого года и начинаем новый. В силу очищения Суккота – очищения радостью, а также очищения искуплением Рош аШана и Йом Кипура, мы можем заново вернуться к изучению Торы, обновленными, чтобы удостоиться еще большего богатства в будущем году!

Изучение Торы приведет нас к исполнению, и, таким образом, к следующему Рош аШана мы придем не с “взаимозачетом” (в лучшем случае) заповедей и долговых обязательств, а с большим плюсом в нашем духовном банке еще до Рош аШана!