Совсем недавно «отгремел» Пурим, с обязанностью вспоминать в паршат Захор о деяниях Амалека, и приближается Песах с его очищением дома – и души – от хамца, квасного… Давайте разберемся с Амалеком в его современном варианте, с корнем того, что мы называем Реформой – того, что началось с Германии, но не Германии нацистской, а Германии «просвещенной», Германии Мозеса Мендельсона. Этот яд – необыкновенно живучий и очень популярный.
Есть страшные свидетельства о том, как выглядел еврейский Бруклин лет 60 назад – там жило около 500.000 евреев, возможно больше – синагоги были полны – но не было НИ ОДНОЙ еврейской школы! Люди, жившие там, смирились с таким положением вещей, с мыслью, что ихним детям достаточно стать адвокатами, врачами, инженерами – а евреями – постольку поскольку… И каждый, кто пытался изменить ситуацию – наталкивался на стену – непонимания и сопротивления – и это со стороны религиозных людей!
И хотя формально они не были реформистами – это по сути была реформа. Не внешняя, а внутренняя. И эта внутренняя реформа – то, где нас жалит своим отравленным жалом Амалек, и самое страшное – что это происходит незаметно для нас. Есть буква Закона – и есть дух, который в этом кодексе закона заключен.
Начало реформы – это Мозес Мендельсон с его девизом «быть евреем дома и немцем – на улице», как он это называл – быть немцем моисеевой религии. Он сам при этом был человеком религиозным, но от всей его семьи не осталось ничего – все его дети выкрестились. Само это выражение – немец религии Моисея – это величайшая ложь. Это была другая религия – религия Мозеса Мендельсона, но не Моисея.
Что такое еврейский народ? В главе Итро евреи приближаются к пику своего исторического существования, и Всевышний говорит о них: будут Мне царством священников и народом святым – это и есть наше предназначение, замысел Творца. Замысел в том, чтобы мы прилепились к Торе и Творцу, провозглашали всему миру, что «эйн од мильвадо» – нет ничего, кроме Него.
Когда этот замысел, быть нашему народу “гой кадош”, народом святым, отходит на “второй план”, становится для евреев второстепенным – это и есть начало внутренней реформы. А вслед за реформой внутренней – приходит и внешняя.
Когда наш народ теряет внутреннее направление – когда для родителей не так важно, будут ли дети евреями, лишь бы были адвокатами – даже если папа ходит в шляпе и в синагогу, а мама ходит в микве – это страшнейшая внутренняя реформа.
Что же нам сделал Амалек? – он поразил в нас желание исполнить замысел Всевышнего для нашего народа. Последние 200 лет – змей, ужаливший Адама и Хаву, соблазнил нас идеями «просвещения», аскалы, эмансипации, разнообразных –измов, и все начинается с самого простого – потерять то направление, куда наш народ всегда был устремлен. Мы как родители, или будущие родители – должны направить себя на исполнение замысла, определенного Творцом для нашего народа. В Америке произошла одна страшная вещь – были люди, которые боролись всеми силами за то, чтобы остаться евреями – и у части из них это получилось, причем они вырастили замечательное следующее поколение, приверженное Торе, но у другой части – при тех же устремлениях – результат был совершенно противоположным! Это была настоящая трагедия ухода следующего поколения – и это касается не только американцев, но всех нас. Почему же был такой разный результат? – одна семья соблюдала Тору с радостью, другая – с причитаниями… Один отец, уволенный за нежелание работать в шаббат, радовался субботе, а второй – стонал «опять меня уволили из-за субботы»…
Пасхальная уборка – как мы ее встречаем? С радостью – от приближения великих дней Пейсаха, удостаивая и наших детей – привилегии помочь нам в подготовке, или – ой, опять скоро пейсах!?
Яд Амалека поражает нас, погружая в уныние и депрессию во всех вариантах, лишая живости в соблюдении Торы. И хуже всего, если семье передается ощущение, что соблюдение Торы – причина депрессии и плохого настроения. Дети – существа здоровые, они не любят депрессии и плохого настроения у родителей. «Хаим би-рцоно» – жизнь по воле Творца – дарит нам силы, если только дать себе труд вдумываться в то, что и почему ты делаешь.
Главное, что необходимо для воспитания здоровых детей – это атмосфера радости в доме. И в этом есть огромная сила мужчины – главы семейства. Он должен нести своей семье заряд радости, радости жизни в Торе – это оживляет его жену и заряжает ее силой. Дальше она несет этот заряд радости детям, пользуется своей великой силой матери – ведь именно женщина та, кто воспитывает детей. Желание приблизиться к Творцу жена впитывает от своего мужа, и передает это – своим детям…
Нам нужно настроить себя – на духовные потребности, наше изгнание заканчивается не на Рублевке, неважно, московской или нью-йоркской. Это не конец изгнания, не Геула. Пробудить в себе желание удостоиться света Творца, идти по пути евреев и Торы. И делать все так, чтобы это на радовало. Если мы построим на этой основе наши дома – как важно, здорово и радостно – выполнять заповеди, если при окончании изучения главы Торы мы будем устраивать нашим детям праздник, подобный дню рождения – этим мы сможем исправить то, чем поразил нас Амалек. Это величайшая профилактика против внутренней реформы.
Как не «прогнить изнутри»? – есть только один способ – внести в себя и в свои семьи радость и жизненную силу исполнения Торы.