Известна фраза “с наступлением Адара – умножают радость”; на самом деле эта фраза из Гмары звучит немного по-другому: “Так же, как с наступлением Ава – уменьшают радость, точно так же с наступлением Адара – умножают радость”…
Естественно, к этому высказыванию сразу возникает несколько вопросов, например, какая взаимосвязь между Адаром и Авом, но самый простой, лежащий на поверхности вывод, который мы можем сделать: естественное для человека состояние – постоянно пребывать в радости.
То есть, радость – это нормальное состояние человека, но с ней тоже нужно “работать”. И поэтому, в отдельные моменты он должен свою радость уменьшать, а в другие – увеличивать.
Что такое Ган Эден и что такое Геином? Это постоянное продолжение того состояния, с которым человек прожил жизнь. Поэтому, постоянное пребывание в радости для человека – критично. Ведь, если он постоянно пребывал в некоем страдании, то именно это состояние, умноженное на Вечность, – это и есть Геином.
(Вопрос не в том, нет ли у него страданий вообще, а в том, что основное в жизни человека, его “основной фон” – если это радость, то это и будет Ган Эден… это то, что определяет вечность человека).
С наступлением Ава мы должны сделать над собой усилие, и эту радость – притушить. Как мы “тушим” радость? Элементарно, – не едим мяса, не пьем вина, не покупаем новые “шмотки”. Нормальные, физические действия, направленные не на то, чтобы радость “убить”, а чтобы ее не повышать!
То есть, предполагается, что человек, находясь постоянно в радости, периодически ее себе еще и повышает – то мясом, то вином, то новым приобретением… А в начале Ава – основной уровень радости ни в коем случае не трогать, но повышать его, как в остальные дни года, – не нужно.
Исходя из этого, непонятно, с наступлением Адара – куда же еще повышать? Что же еще такого делать, чтобы радость повышать?
Главное, чем отличается Адар от всех остальных месяцев – это “димаён” (фантазия, воображение, внутренний мир и т. д.). И то, что Адар приходит нам сказать – что правильно управляемый “олам а-димаён” делает человека счастливее. И это то, чем нужно заниматься в Адар, и в чем есть особая помощь Свыше в этом месяце.
Димаён – похож на океан, реальность – похожа на землю.
Когда мы “идем” по реальности – мы ступаем по твердой почве, когда мы используем воображение – мы плывем в океане. Обе эти вещи хороши, но есть большая разница в их использовании. В чем особенность земли? Можно находиться за один раз только на небольшом ее кусочке, буквально размером со ступню человека. Океан – это совсем другое взаимодействие, когда я плыву, когда я ныряю – я нахожусь одновременно на разных уровнях, причем не понимая толком, где я.
В димаён (воображении) есть вещи замечательные, и есть вещи ужасные. Почти любое страдание – 99,9 % страдания – это димаён. 99,9% сомнения, силы Амалека – это тоже димаён.
Первое место, где мы встречаемся с силой воображения – рассказ о запретном плоде. Почему Адам сказал Хаве, чтобы она не только не ела, но и не дотрагивалась до дерева? Потому что его унесло воображение, “что случится, если она”…
Димаён дает человеку невероятные возможности, которые реальность человеку дать не может, но им можно воспользоваться на пользу себе, только если мы держимся за реальность, пускаясь в это плаванье… Это можно сравнить с человеком, который плывет по океану и держится за дощечку – таково примерное соотношение между реальностью и воображением.
Как осознать, что тебя захлестнул океан воображения, и нащупать реальность сквозь димаён?
Любая привязка к “здесь и сейчас”, ответ на вопрос, что на самом деле есть здесь и сейчас? Не было, не будет, не может быть… а здесь и сейчас – что конкретно есть. И только нащупав эту реальность, можно, и полезно, начать задумываться, а какие будут последствия и т. д….
Гмара говорит, что каждый отец должен научить своего сына плавать. Что значит “плавать”? – Знать, когда нужно опускать голову под волну, а когда – держать ее над волной. То есть, научить пользоваться этим океаном.