В главе Берешит, там, где говорится о создании человека, сказано “вайицар” – сформировал – с двумя буквами “йюд”. Смысл этого, согласно нашим мудрецам, что человек создан “двумя созданиями” – для этого мира и для мира грядущего. Как пишет Месилат Йешарим, замысел человека и обязанность его в этом мире – приблизиться к Творцу.
Есть период в жизни человека – его формирование, воспитание. Он длится от рождения и лет примерно до двадцати, сейчас немного позже… В этом возрасте человек должен получить истинное направление, куда ему двигаться на его жизненном пути. Какой должна быть основа воспитания? В молодости у человека есть особые силы. Есть много жизненной силы, нехватка уравновешенности – и молодой задор. Эти силы даются Вс-вышним именно в молодости неспроста, нужно уметь употребить их в правильное русло. Юноши в ешивах и девушки в семинарах в это время – очень направлены на духовные запросы. Когда бремя забот о семье и заработке еще не давит на человека, не подавляет его духовную сторону – это время, когда необходимо построить в наших детях (и каждому в самом себе) желание использовать этот молодой задор для того, чтобы пробудить духовность, направить его на то, чтобы стать “бен олам аба” – человеком, ориентированным на мир грядущий.
Почему в течении многих поколений существует традиция в нашем народе, что мальчики и юноши заняты вначале только изучением Торы? Корень – именно в этом, чтобы, пока человек еще молод и свеж, пока он только “строится” – он мог максимально обрести себя в Торе, направить себя на стремление приблизиться к Творцу. Если не сейчас, то когда? “Вернуться” потом к направлению на духовное – очень тяжело. То же самое касается и девушек. Если девушки хотят построить еврейский дом, в котором будет присутствовать Шхина, им тоже необходимо получить это направление, концентрацию на духовном – построить дом, где будут жить по Торе и изучать Тору.
А что мы будем кушать? Этот вопрос задавали и во времена пророков. И вот как они ответили на него: в Храме стоял сосуд с маном, который Вс-вышний велел сохранить, чтобы, если у евреев возникнет этот вопрос – показать его им. У Вс-вышнего есть невероятно много путей, как дать нам парносу. Это великое знание, что парноса – мин а-шамаим, пропитание – оно от Вс-вышнего. Как Он питал нас в пустыне, так это неизменно и сейчас.
Наш мир естественным образом тушит духовный порыв, направляет нас путями этого мира. Если в молодости человек построил себя так, что в нем проявляется его душа – а душа ищет духовность… Если душу в нас мы не похоронили, то даже когда человек вынужден нести бремя пропитания себя и семьи – он не теряет внутреннее духовное направление. А когда человек изначально – с детства – был направлен не на приближение к Творцу, его изначально учат погрузить себя в суету этого мира – так мы, не дай Б-г, “хороним” наших детей. У дурного начала всегда есть масса отговорок… Объясним это на примере притчи: Всю неделю еврей работает, учиться у него времени нет… зачем он трудится? Чтобы сын мог учиться! Что видит его сын – то он и повторяет: работает, чтобы сын – мог учиться… и так далее. Как говорил Коцкий ребе: “Когда родится тот сын, ради которого все (эти поколения) трудятся?”