Нисан – пасхальная уборка души

пасхальная уборка

Нисан называется в Торе ходеш hаАвив – весенний месяц. Авив состоит из двух слов – “ав йуд-бет”, отец двенадцати.

Двенадцать дней от рош ходеш Нисан до Песаха – мы закладываем основы для последующих двенадцати месяцев года. Нисан – это начало месяцев, и в течение нисана мы “лепим” следующий год.

Почему так удачно, что в это время мы делаем никайон песах – пасхальную уборку? Потому что этот никайон – определенный вид само-уборки, само-разборки с помощью мицвот. Как говорит книга Зоар, каждое наше движение рукой во время чистки, каждый скребок в процессе уборки, которая сама по себе – заповедь, – создает нам ангела-защитника.

(Тут важно вспомнить, что в еврейском доме, на самом деле, каждая уборка – заповедь, потому что еврейский дом приравнивается к Храму!)

Месяц Нисан связан с буквой hей. Если хочешь падать – буква hей открыта внизу, но если хочешь подняться – прямого пути нет, нужно еще найти свою (окольную) дорогу – обратно.

Основная работа как месяца Нисан, так и Песаха – насколько я понимаю, что я живу со Всевышним, живу с hей.

Маца называется лехем эмуним, маца – от слова моциют, действительность. Маца – очень настоящая, истинная вещь. Она ровно такая, как она есть, не раздутая, не притворяется ничем другим.

Мидраш приводит следующий машаль: У одного царя было большое царство, и была у него одна проблема с подданными на одном острове – они постоянно друг друга ели! Просто пожирали друг друга. И что он только не делал, чтобы их образумить – прилетал к ним на самолете, спускался с неба, выходил весь в золоте, говорил в громкоговоритель “нельзя есть людей!” – они обалдевали, устраивали праздник в честь чудесного явления царя народу, и на этом празднике – съедали рекордное число человеческих жертв в его честь…

Увидел царь, что таким образом их ничему не научить. И решил он, что группа его приближенных, придворных, должна поселиться среди дикарей, чтобы показать им пример других отношений – пример своей жизнью.

Тут было две проблемы. Первая – чтобы дикари их не съели. Остров состоял из двух частей, разделенных рекой. На меньшей части – поселил царь придворных, чтобы ограждала их река, и вдоль реки – устроил охранную систему на случай нападений… Но зато возможность наблюдать за ними, общаться, учиться от них – у дикарей была.

Вторая, более опасная проблема состояла в том, чтобы придворные не “одичали”. Чтобы, живя из поколения в поколение бок о бок, не начали повторять за дикарями, и чтобы не начало им казаться, что они соблюдают какие-то странные ограничения, когда все нормальные люди вокруг – вкусно живут и радуются жизни…

Для этого, сказал царь, должны вы сделать себе один праздничный день в году, когда будете вспоминать, зачем вы здесь, и в чем ваша миссия. Придворных он спустил на остров на парашютах, и они должны были их сохранить… Каждый год, в день прибытия, отцы семейств должны были нацепить парашюты и прыгать с горы на глазах у своих сыновей… тогда дети удивлялись и спрашивали – что это? зачем вы такое делаете? – и в ответ отцы рассказывали им, что это потому, что они, на самом деле, не местные, не аборигены, они живут тут с особой миссией, по поручению царя…

Во время седер песах – у нас есть мицва “веигадта ле-банеха” – “и расскажи сыну своему”.

Эта заповедь начинается с первого вопроса, заданного ребенком. Пока ребенок не задает вопроса – нет заповеди! Потому что получить ответ можно, только если будет задан вопрос… (Сказано в Гмаре, “эйн леха ломед Тора, эле мишенишбар алейа” – “нет человека, который выучит Тору, пока об нее не сломается”. Пока человеку что-то не помешает, не заденет, он обо что-то в торе не споткнется – все будет влетать в одно ухо…) Поэтому в седер песах можно “чудить” как угодно, лишь бы ребенок удивился и начал задавать вопросы.

Мицвот этого месяца связаны с речью, поскольку качество месяца Нисан – дибур.

Родившиеся в этом месяце, и все мы, когда вступаем в этот месяц, получаем дополнительную силу разговора. Сила разговора в иудаизме – это коах абрия, сила творения. Всевышний творил мир – словами. В этом месяце эта сила – в максимуме. Мы, своей речью, можем творить.

Стихия этого месяца – огонь. Знак месяца талэ – ягненок. Орган тела – череп, что символизирует начало года, и – силу управления. Люди, родившиеся в Нисане, обладают “царскими” качествами – силой убеждения, верой в себя, силой вести за собой; в отрицательном проявлении – гордость и чувство собственной значимости, эгоизм.

Одна из целей предпасхальной уборки – помочь человеку избавиться от гордости (гаава) и собственной раздутой значимости (ревавут).

Продолжение –

как выражаются гаава и ревавут в женской психологии и поведении, пасхальная уборка как катализатор, выход из своей личной тюрьмы, жизнь по собственному желанию

– в аудио