Мы начали новый цикл чтения Торы, и начнем с вами с главы Берейшит – с описания создания мира.
Мы с вами знаем, что про Тору сказано – в ней есть все. Нет ничего, что бы происходило в нашем мире, и что не было бы отражено в Торе – в виде ли прямого текста, намека, на уровне кодов Торы и так далее…
Но кроме этого, наши мудрецы говорят, что все, что было, есть и будет в мире, заложено также и в главе Берейшит. Более того – в первом стихе главы.
“Вначале создал Всевышний небо и землю” – в этом стихе семь слов. Они параллельны семи дням Творения, и самой сути числа семь – есть шесть сторон и седьмая – духовная составляющая.
Но самое поразительное, что и в самом слове Берейшит – состоящем из шести букв с одной точкой в букве – тоже есть эти “семь”.
Слово “бара” – это создание из ничего, как подчеркивают все комментаторы, оно упоминается только в отношении земли и неба, все остальное было “деланием” – из уже существующего материала. (Создание “еш ми-аин” – это качество Всевышнего).
Если мы посмотрим на слова “небо” и “земля”, мы узнаем еще одну интересную вещь. Корень слова шамаим (небо) – шам (там). Корень слова арец (земля) – рац (бежать). С самого начала творения, создания мира, задано наше состояние в нем, и задан вектор, куда мы должны стремиться.
Мы спустились сюда, на землю, не по своей воле, нам “задано” бежать и суетиться, но нам дан и выбор понять, куда мы должны стремиться, куда “прибежать”…
Мы с вами знаем канву этой главы – сюжет всем знаком…
Есть очень много мидрашей, почему Всевышний создал одного человека. Почему только одного, почему не сразу толпу? Одно из объяснений – чтобы все люди могли сказать – мы произошли от одного человека. В начальной точке – мы все “равны”, и все остальное – наш дальнейший выбор.
После того, как Адам съел от того самого плода, написано, что Всевышний “приходит” в Ган Эден и спрашивает у Адама “где ты?”… Разве Он – не знает, где Адам? И Адам прячется, а потом приходит и объясняет, что испугался, и начинается всем известный диалог.
Всевышний говорит каждому из нас – эй, где ты там? – И всегда ли мы готовы, чтобы Всевышний меня видел – во всех своих поступках, во всех состояниях?…
А ведь Он видит, и иногда нам по-прежнему хочется спрятаться…. И вопрос Его – по-прежнему звучит…