Недельная глава Шлах –
это глава, насыщенная чрезвычайно важными событиями. Эта глава начинается с того, что Моше рабейну посылает разведчиков в Землю Израиля, в которую евреи готовятся скоро войти. Отправка разведчиков и все, к чему это привело – это схема, повторяющаяся во всех последующих поколениях. Мы с вами можем только изумиться и ужаснуться тому, насколько описанные события актуальны для нас по сей день…
Отправлять разведку в землю, о которой сам Всевышний уже сказал, что она хорошая, была, прежде всего, очередным выражением недоверия Творцу… Однако евреи, требуя этого у Моше рабейну, аргументировали свое желание тем, что необходимо разведать, куда народы, населяющие землю, прячут свои сокровища перед ихним приходом… И Моше рабейну поверил, что это было их истинным намерением.
Всевышний же, который видит в сердцах людей их истинные замыслы, не запрещает отправление разведчиков – почему? Тем самым Он устраивает евреям еще одну проверку, дает возможность не оступиться, исправив грех золотого Тельца, приговор за который “висит в воздухе” – или снова сделать неправильный выбор, и подтвердить этим свой приговор.
В чем была задача разведчиков? Это та же задача, которая встает перед нами ежедневно на протяжении жизни – правильно оценивать то, что мы видим, то, что с нами происходит, смотреть на события под правильным углом зрения…
Моше выбирает самых важных, достойных людей из колен – об этом свидетельствует слово “анашим”, которым названы разведчики в самом начале. Но он также подозревает, что они могут не справиться со своей задачей, поэтому добавляет к имени одного из них – своего ученика Ошеа – букву йуд, называя его Йеошуа. “Чтобы Всевышний был с тобой и уберег тебя от ошибки”. Второй праведный разведчик, Калев, набирается сил противостоять общему злому умыслу на могиле праотцов в Хевроне.
Тора говорит о разведчиках “и пошли, и пришли” – и это повторение намекает нам, что они с самого начала миссии, еще уходя, уже были настроены на то, с чем пришли – очернить землю, обещанную Б-гом.
Что увидели разведчики и как именно они интерпретировали увиденное – в подробностях в аудио.
По прошествии сорока дней разведчики возвращаются – и с чего они начинают свой рассказ о земле? Со слов “земля, текущая молоком и медом”! Почему они начинают с хорошего? “Никакая ложь не устоит, если не подмешать к ней немного правды”. Если только очернять, евреи заподозрят неладное и не станут доверять их словам… но если начать с “молока и меда” – слушатели уже будут готовы воспринимать их слова, верить им – и тут-то можно будет воплотить свой замысел!
Пересказывая речь разведчиков, Тора показывает нам вечный механизм – как можно успешно управлять общественным мнением, на какие рычаги давят те, кто хочет посеять страх, панику или отчаяние в людях.
Калев бен Йефуне, желая помешать остальным десяти разведчикам, тоже использует их же оружие – он кричит “разве только это сделал нам сын Амрама?”. Слыша неуважительное “сын Амрама” вместо “учитель наш Моше”, толпа, уже подготовленная и настроенная негативно, замирает в тишине, чтобы услышать новую порцию гадостей… Но Калев обманывает их ожидания. Пользуясь воцарившейся тишиной, он напоминает евреям, что Моше – тот, кто вывел их из Египта и провел через море, и наверняка не ведет их в плохую землю, чтобы “убить там”….
Но такого человека уже никто не готов слушать – Калева и Йоешуа пытаются забросать камнями за речи, “неподходящие моменту”. И тогда Всевышний вмешивается в происходящее…
- когда наступает второе еврейское совершеннолетие,
- что скрывалось за словами евреев “сделаем себе нового главу и вернемся в Египет”,
- какие аргументы использовал Моше рабейну, чтобы спасти народ от уничтожения,
- кто такие “палестинцы”, и почему Всевышний терпит их на земле Израиля,
- аргументы Бен Гуриона на историческом заседании ООН,
- история “собирателя хвороста” в шаббат (отца дочерей Цлофхада),
- история ученика раби Хии, которого кисти цицит спасли от разврата
и многое другое – в аудио