Недельная глава Толдот начинается с рождения у Ривки близнецов, а точнее, еще с беременности Ривки.
Как вы помните, Ривка получила пророчество: “Два народа в чреве твоем… и старший будет служить младшему”. Поэтому направляя Яакова получить благословения вместо старшего брата, Ривка следует этому пророчеству. То есть, младший должен получить благословения, стать главным, а старший – будет “на подхвате”.
Как известно, основное качество Яакова – эмес, истина. И именно оно подвергается испытанию на протяжении всей его жизни! Яаков вынужден обманывать, но как он это делает? Он пытается свести обман к минимуму. В этом есть урок для нас: иногда мы вынуждены говорить говорить неправду – ради шлом баит, воспитания детей, и т.д. Но нужно постараться говорить так, чтобы нас можно было понять двояко. И нужно идти путем Яакова – стараться свести обман к минимуму.
Как именно Яаков получает первородство – все мы с вами знакомы с текстом Торы, но я хочу остановиться на комментарии рава Пинкуса к этим стихам (…)
По первоначальному замыслу, у еврейского народа должно было быть четыре праотца…
Изначально, не только Яаков, но и Эсав должен был стать одним из праотцов. И если мы посмотрим на обоих братьев, то удивим, что они с самого начала представляют собой две четко разделенные функции: сур ме-ра и асэ тов. Действуй снаружи – и сиди внутри шатров.
И если сравнить испытания на каждом из этих путей, то следует признать, что испытания того, кто “выходит в мир”, в некотором роде, тяжелее. И эту функцию должен был исполнять Эсав. Поэтому он был наделен невероятным потенциалом…
И поэтому Ицхак хочет благословить именно Эсава, чтобы дать ему дополнительные силы справляться со своим, более сложным, испытанием – с которым он до сих пор не справляется (стоит только вспомнить жен Эсава, идолопоклонниц)…
Продолжение – в аудио