На этой неделе мы читаем главу Ки Теце – “Когда выйдешь ты”.
В предыдущей главе, Шофтим, сказано: “судей (шофтим) и смотрителей (шотрим) поставь себе”. Должны существовать как те, кто разбирает дела и выносит приговоры в суде, так и те, кто следит за исполнением этих приговоров. Имеется в виду также, что каждый человек должен обеспечить эти две функции для себя лично. У нас внутри должна быть правильно построенная система. Судьи при этом – те, кто знает законы, кто может ответить на возникающие вопросы, и эта заповедь актуальна нам и сейчас, когда нет Санедрина. У нас должен быть авторитет, которого мы сможем спрашивать, и словам которого – безоговорочно доверять.
После этого, в нашей главе Ки Теце, говорится о выходе на войну – войну не “заповеданную” (милхемет мицва), а вынужденную войну.
В этой главе – 74 заповеди, самое большое количество заповедей в одной главе, она буквально состоит из них.
С чего глава начинается? С закона о “прекрасной пленнице”, о мужчине, вышедшем на войну и увидевшем “красивую женщину”… Этим признается, что йецер а-ра существует. И если он существует, то может быть ситуация, когда мужчина ему поддастся. Поэтому Тора дает “разрешение” на брак, разрешение привести ее в свой дом. Дальше даются советы-подсказки тому, кто попал в эту тяжелую ситуацию, и которого йецер уже “поймал”.
Известно, что женщины при такой войне старались “попасться на глаза”, и выглядеть максимально привлекательно. Они специально одевались и украшали себя – это практиковалось, чтобы отвлечь воинов, и вызвать желание воспользоваться их “услугами” – подобно тому, как мидьянитянки совращали евреев в пустыне.
Поэтому Тора говорит – пусть тридцать дней не стрижет ногти (это также один из законов соблюдающего траур), снимет свою (привлекательную) одежду, оденет мешковину, побреет волосы – сидит и оплакивает своих родителей. То есть, практически убираются все факторы, которые вызвали желание.
Бааль а-Турим говорит по этому поводу “и будет сидеть тридцать дней перед тобой, оплакивая своих родителей” – должна быть все время у тебя на глазах, лишенная всякой привлекательности.
Тогда, видя постоянно, как она оплакивает своих родителей-идолопоклонников, как она выглядит “без макияжа”, возможно, ты одумаешься, поймешь, что тебе не нужна такая жена…
Другой фактор – используется слово “месяц дней”, обозначающее луну. Таким образом, пленница сравнивается с луной – ее красота приходит и уходит, она, как и луна, светит только “отраженным светом”. Она – “отражение красоты”, но не “источник”.
Все это делается для того, чтобы свести йецер – желание – на нет.
А дальше, как будто невзначай, говорится о ситуации, когда есть две жены – любимая и нелюбимая. И нелюбимая жена родит тебе – первенца.
Это – последствия того же действия. Тора предупреждает: в конце концов эта жена станет нелюбимой! Даже если она сейчас так желанна, что ты не представляешь себе жизни без нее, конец будет таков, что она станет нелюбимой женой. И представь себе, как тебе будет тяжело, что твоим основным наследником – будет сын нелюбимой жены… Оцени последствия.
Далее начинается еще одна тема – бен сорер у-морэ, восставший сын.
То есть, опять предоставляется возможность увидеть связь – вероятность рождения такого сына выше всего там, где человек живет с нелюбимой женой – это называется “бней теша мидот” – дети, родившиеся в неправильной ситуации между родителями…
Все эти законы идут один за другим, так что не увидеть связь между ними очень трудно.