Наша недельная глава Ки Таво очень тяжелая, полная проклятий. Но на самом деле, в ней есть не только проклятия…
(Интересно, что рав Зильбер зацаль в своих беседах о Торе сознательно старается обходить все эти негативные вещи, и даже не упоминать ничего плохого, в связи с народом Израиля)
Одна из заповедей нашей главы – приношение в Храм бикурим, первых плодов. Почему первым плодам придается такая важность, что с процедуры их приношения в Храм даже начинается глава? (Ки таво – “когда придешь ты”, в Храм, с первыми плодами-бикурим). Говорят комментаторы, что мицват бикурим – одна из вещей, выполнением которых мы признаем, что все – от Всевышнего.
В этом отношении, земледелец – очень интересная профессия: с одной стороны, он работает, живет “трудом своих рук”, с другой стороны – ему необходимо четко осознавать, что все процессы, которые происходят на его полях – зависят не от него… Ни сколько урожая вырастет, ни какой он будет – вся сфера земледелия дает очень четко почувствовать, что мы прилагаем усилия, но успех – зависит не от нас.
И есть в этой сфере очень большая опасность забыть об этом, и приписать успех – своим собственным усилиям.
Чтобы напомнить о том, что успех – не от нас, а от Всевышнего – и дана нам заповедь бикурим.
Первые плоды – первое, что свидетельствует об успешном результате – относится в Храм и отдается Всевышнему. Это – акт признания Всевышнего – хозяином мира.
Есть два аспекта в этой заповеди: признание Всевышнего, и – благодарность Ему за все, что Он нам дает.
Это актуально и для нас, эта заповедь сопровождает нас по жизни – от утреннего “моде ани” и дальше в течение всего дня – мы учимся вырабатывать в себе благодарность за все, за то, что Он в принципе дает нам возможности.
От слова леhодот, благодарить – и происходит слово евреи, йеhудим.
Еще одна вещь, на которую мне хотелось бы обратить внимание в нашей главе – то, что написано после перечисления всех проклятий. Там написано, что все эти проклятия – «За то, что ты не служил Г-споду, Б-гу твоему, с радостью и добросердечием, при изобилии всякого (блага)» (Дварим 28:47)
Почему Тора использует настолько сильные выражения? Все эти страшные вещи, гнет других народов, издевательства над тобой, то, что ты будешь у них “под железным ярмом” – все это за то, что не служил Всевышнему в радости?
Интересно обратить внимание на продолжение слов этого стиха – “при изобилии всякого блага”… то есть, изобилие приводит не к радости и не к благодарности, как казалось бы логично, а совсем наоборот… Попробуем разобраться, почему это так?